ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Психология лидерства в менеджменте. Системный подход. Смирнова Наталия Романовна преподаватель Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Высшая школа бизнеса, Москва, Россия Большинство современных теорий лидерства сводится к представлениям о том, каким должен быть человек, берущий на себя ответственность за других людей и направляющий их к поставленной цели. Так многочисленные теории личностных черт, перечисляют важнейшие свойства личности необходимые для успешного руководства. Причем, качества эти настолько различны, что в итоге противоречат друг другу. Так, например, лидер должен быть стойким, твердым и решительным и одновременно гибким и обаятельным. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г Ситуативные теории лидерства, которые предложили в 1952 году Г.Герт и С.Милз, предлагают учитывать наряду с характерологическими чертами мотивы, ролевые аспекты, институциональный контекст и прочие ситуационные факторы. Согласно этим теориям функции лидера сводятся к выбору цели и содействию в ее достижении. Понятно, что лидер должен обладать определенными качествами. Но точных рецептов как действовать лидеру в той или иной ситуации ни одна теория не дает и дать не может. Однако мы готовим будущих руководителей в бизнесе, и нам необходимо найти практический подход, способный обеспечить универсальным ключом доступа будущих менеджеров всех звеньев. Чтобы ответить на вполне конкретные вопросы – как действовать руководителю в той или иной ситуации, мы каждый раз пытаемся увидеть проблему с точки зрения организации – ее структуры, ее задач, целей, миссии. В курсе «Психологии менеджмента», разработанном в этом году для бакалавров 1 курса ВШБ МГУ объектом изучения являются психологические возможности человека во взаимоотношениях с другими людьми, взаимовлияние и взаимозависимость человека-организатора и социальной общности (персонала организации), психологический аспект личности в процессе управления организацией. Предметом изучения являются различные виды отношений людей в процессе установления или разрушения контактов, планирования задачи, осуществления изменений. Предметом изучения является также сознавание человеком своего места и роли в организации. На занятиях широко применяются интерактивные методы обучения. Так тема «Профессиональная карьера» сопровождается разбором кейса, который помогает понять требования организации к начинающему менеджеру, дает возможность сориентироваться в приоритетах должностных обязанностей. Тема «Конфликт в организации» начинается с самостоятельной групповой работы по разбору конфликтной ситуации в организации, где роль лидерского участия неоднозначна и каждый раз видится по-иному и по-новому. Тема «Власть, политика и влияние в организации» сосредоточена вокруг структурных изменений в организации, и студенты самостоятельно ищут и находят эффективные решения непростых организационных проблем. Занятие, посвященное актуальной теме «Формирование команды» также открывается анализом конкретной ситуации, позволяющей поразмышлять над тем, в каких случаях организация нуждается в сильной современной команде, кто в нее должен входить, как распределяются в команде лидерские функции и какие задачи такая команда способна решить. Важно, что помимо разносторонних знаний о лидерстве, каждое занятие раскрывает одну из граней лидерских качеств учащегося, позволяет находить новые возможности совершенствования собственной личности, формирует адаптивные качества, улучшает навыки общения и взаимодествия в группе, и в перспективе - в организации . Библиография: 1) Белбин М. Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач, Пер. с англ., М.: HIPPO, 2003 2) Гринберг Д., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2004 3) Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учеб. пособие/ А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. — М.: Академический Проект, 2005 4) Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе/ В. А. Хащенко [и др.].- Дубна: Феникс, 2006 5) Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001 6) Mayer JD et al. Abilities: Emotional Intelligence. // John D. Mayer, Richard D. Roberts, and Sigal G. Barsade. The Annual Review of Psychology. 2008. 7) Келлерман Б. Н. Обновленное лидерство, пер. с англ., ФСПИ Тренды, 2005 8) Фишер С., Дека Ибрагим Абди, Лудин Дж, Уиллиамс С., Уиллиамс, Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом., М.: Конфликтологический Центр, 2004. 9) сб. «Лидерство» Harvard Business Review, пер. с англ., Альпина Паблишер, 2017 10) Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. 11) Шейн Э. Х. 2002, Организационная культура и лидерство., пер. с англ. под ред. В. А. Спивака, СПб.: Питер