![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проблема оказания помощи «нестабильным и затронутым конфликтом государствам» (fragile and conflict affected states) к настоящему моменту прочно утвердилась в качестве одной из центральных в глобальной повестке дня содействия международному развитию (СМР). Сегодня, по оценкам Всемирного банка (ВБ), 2 млрд людей проживают в регионах, развитие которых затруднено из-за неустойчивости государственных и общественных институтов или продолжающихся конфликтов и вооруженного насилия [19]. По прогнозам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к 2030 г. более 60% бедных людей планеты будут проживать именно в таких государствах и регионах [20]. Вопросами повышения устойчивости государств к различным внутренним и внешним рискам сегодня обеспокоены подавляющее большинство отдельных держав-доноров и международных организаций, в дискурсе и практической деятельности которых в последние годы все более заметное место занимает связка «безопасность – развитие» (security-development nexus) [2, 18]. Ключевую роль во взаимодействии с причисляемыми к данной категории реципиентов государствами играет Всемирный банк, эволюция подходов которого в этом вопросе является важным индикатором изменения подходов мирового сообщества к вопросам безопасности и развития. Тем не менее, в исследованиях, посвященных «нестабильности» [1, 9, 10, 7, 14, 17], о деятельности Банка в лучшем случае пишут лишь вскользь. А в исследованиях, посвященных деятельности Всемирного банка в центре внимания оказываются совсем иные сюжеты: история развития ВБ как института, его структура и функции [11, 12, 13, 6, 15, 16], роль в международной финансовой системе [4], взаимоотношения с Российской Федерацией [3, 5, 8]. Цель представленной работы - изучить изменения политики Всемирного банка в сфере оказания помощи «нестабильным государствам», выявить ее основные этапы, детерминанты и направления.