ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Португалия и Бразилия, принадлежа к одному культурно-языковому пространству, не могли не оказывать друг на друга существенного влияния в сфере идей и научных исследований. Это справедливо и для наук о народной культуре: антропологии, этнографии и фольклористики. К моменту формирования этнографии как науки Бразилия уже длительное время существовала независимо. Однако на начальном этапе контакты бразильских и португальских этнографов и фольклористов были очень интенсивными, примером чему служит сотрудничество таких крупнейших фигур, как бразилец С. Ромеру и португалец Т. Брага. В дальнейшем происходит известное расхождение путей учёных двух стран. В 1-й половине XX в. развитие данных наук в двух странах идёт трудно и протекает по-разному, взаимодействия практически нет, в то время как оно присутствует в работах более общего идеологического характера (отметим, например, принятие в Португалии идей лузо-тропикализма Ж. Фрейри). Несмотря на отдельные попытки (в частности, выдающегося португальского этнолога Ж. Диаша), систематические контакты вполне не восстановились и с утверждением португальской и бразильской антропологии как признанной дисциплины в её основных формах (в Бразилии это индеанистика, изучение афробразильцев и крестьянского населения, в Португалии — колониальная и «домашняя» этноантропология). Лишь сравнительно поздно, примерно с 90 х гг. восстанавливаются и развиваются научные контакты этнологов и антропологов двух наиболее передовых стран лузофонного мира.