ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе обосновывается актуальность культурологических и психолого-педагогических исследований отношения "Человек-Мир" в традиционных музыкальных культурах. Анализ сравнительной мифологии выявляет своеобразие процесса музицирования на основе модели Мирового Древа, в которой музыкант через со-творчество и взаимодействие с Миром выстраивает звучащий космос по-горизонтали и вертикали, объединяя Верхний, Средний, Нижний миры, а также прошлое, настоящее и будущее. В традиционных культурах разных народов эта модель реализуется через деятельностный принцип "со-", который автор рассматривает как со-бытие, со-гласованность, со-вмещение, со-творчество, со-причастность с собственным внутренним миром, с природным космосом, со своими корнями (с родом, с этнокультурной традицией), с ближним (человека с человеком), с Высшим Принципом бытия (с точки зрения христианской антропологии - с Богом). На основе 10-летнего опыта фольклорно-этнографических экспедициий и исследований в области сравнительной культурологии автор иллюстрирует механизмы реализации деятельностного принципа "со-" на примере музыкальных традиций Шотландии, Ирландии, Индии, Хакасии, Башкирии, Монголии, Зимбабве, Кубы, Испании, Китая, индейцев Северной и Центральной Америки и др. В докладе также выявляется развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в психолого-педагогической практике.