ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Известно, что в процессе эволюции классической европейской философии и науки трансформация картины мира демонстрировала тенденцию преодоления антропоцентризма. И даже неклассическая мысль продолжала эту линию. «Фрейд говорил о трех великих нарциссических разочарованиях в европейской культуре: первое связано с Коперником, второе – с Дарвином, доказавшим происхождение человека от обезьяны, и третье – с самим Фрейдом, открывшим, что сознание основано на бессознательном. И я задаю себе вопрос: нельзя ли было бы считать, что Маркс, Ницше и Фрейд, охватив нас интерпретацией, всегда отражающей саму себя, создали вокруг нас – и для нас – такие зеркала, где образы, которые мы видим, становятся для нас неисчерпаемым оскорблением, и именно это формирует наш сегодняшний нарциссизм?» – вопрошает Фуко [3, с. 50]. Выдвижение антропного принципа на первый взгляд кажется в этом смысле чуть ли не возвращением к антропоцентризму. Однако «предметом антропных аргументов является не положение дел в реальном мире, но некоторые черты познавательного субъект-объектного отношения. АКП, по существу, пытается придать строгую формулировку представлению о всеобщем избирательном эффекте, которому подвержены наблюдения космологических величин» [1, с. 293]. Тем самым (вполне в стиле постнеклассической философии) выявляется необходимость переосмысления субъект-объектного отношения. Поэтому «приходится оперировать понятием единого континуума бытия-сознания и рассматривать “бытие” и “сознание” лишь в качестве различных его моментов, имея в виду области, где теряют смысл классические различения объекта и субъекта, реальности и способа представления, действительного и воображаемого и т.д.» [2, с. 281]. И тогда уже речь должна идти не о том или ином «центризме», но о различных проявлениях соответствующего континуума. Литература 1. Балашов Ю.В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Онтология. Тексты философии. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012. 2. Мамардашвили М.К. Превращенные формы // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Изд. 2. М.: Прогресс–Культура, 1992. 3. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс // Кентавр, 1994, № 2.