![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Шулико, кафедральная конференция.docx Неомарксизм как концептуальная проблема В ходе своего выступления по теме своей диссертации на одном из последних заседаний нашей кафедры я столкнулся с тем, что тема поиска гносеологических оснований преодоления метафизики в неомарксизме вызывала одно большое недопонимание у ряда коллег, которое в анализе можно разбить на ряд малых: в чем состоит (нео)марксистское понимание метафизики как «метафизики товарного мира»; в чем состоит (нео)марксистское понимание преодоления метафизики как революционной практики; какие гносеологические основания у революционной практики в (нео)марксистском её понимании могут быть обнаружены. Понимая, что будет довольно трудно уместить рассмотрение всех трёх вопросов в рамки одного доклада на кафедральной конференции, я счел возможным определить тему своего доклада следующим образом: «Неомарксизм как концептуальная проблема». Доклад будет основываться на первом параграфе третьей главы проекта диссертационной работы, разосланного членам кафедры месяц назад. При этом, конечно, я постараюсь осветить в докладе как ряд моментов с прошедшего обсуждения, так и тех концептуальных положений, что в этот параграф непосредственного не попали, и без которых понимание данного фрагмента работы было бы затруднено. Короткая аннотация: Цель выступления заключается в том, чтобы определить концептуальные рамки столь сложного объекта, как неомарксизм – одного из наиболее влиятельных направлений западной философии ХХ века. Анализируя различные попытки определить эту школу теории и практики, я постараюсь показать исторические и концептуальные основания понимания неомарксизма в качестве формы восприятия марксистской традицией нового революционного опыта. Таким образом, революционная практика представляется базовым понятием неомарксистской философии конца 1910-х – 1920-х годов; отношение к революционной практике определяет сущность неомарксизма. С этой точки зрения приобретает особое значение та историческая связь, которая была между первым поколением неомарксистов (Г. Лукач, К. Корш, А. Грамши) и советскими марксистами тех лет, лидерами большевиков, которая также анализируется в данной статье. Следующей стадией развития неомарксизма как революционной теории стали «бурные шестидесятые», когда большевистский опыт революции перестал быть чем-то уникальным, а новый революционный опыт (маоизм, геваризм) привел к возникновению новых форм неомарксизма. Однако этот период парадоксальным образом закончился вместе с распадом СССР как крахом наиболее значимой попыткой революционных преобразований в ХХ веке; без успешной революционной практики, этим крахом завершилась (по крайней мере, временно) также и история неомарксизма как марксистской философской реакции на новую революционную практику.