ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Романы Е.Н. Чирикова и М.А. Алданова, несмотря на то, что их отделяет друг от друга более чем 10 лет (первый написан в 1929-31 гг., второй – в 1943-46 гг.), заметно выделяются из большого ряда произведений других литераторов Русского зарубежья, стремившихся найти объяснение свершившей в России революции и своему изгнанию. Если большинство писателей-эмигрантов стремились с точностью передать весь спектр чувств и переживаний оказавшегося на Гражданской войне одного конкретного человека либо предавались воспоминаниям о безвозвратно ушедшей в прошлое России, то Чириков и Алданов попытались ответить на вопрос о том, что же внесло раскол в русское общество, подтолкнув его к революционной катастрофе. Предпосылки трагедии, перечеркнувшей миллионы судеб, включая и судьбу авторов названных произведений, оба художника обнаруживали в деятельности революционеров «Народной воли» и других возникших вслед за ней в России на рубеже XIX–XX вв. левых партий. Почему же в таком случае «Отчий дом» вызвал отторжение эмигрантской критики, тогда как книга Алданова получала только сочувственные отклики? Осмысляя общественно-политическую ситуацию последней четверти XIX в., Алданов приходил к выводу о бессилии человека перед сметающим все на своем пути потоком исторических событий и тщетности любых попыток противостоять ему, поэтому трагическая судьба России, по его мнению, была изначально предрешена. Чириков же, напротив, говорил о том, что «революции не сваливаются с небес, а подготовляются долгим историческим процессом», тем самым намекая на то, что ответственность за гибель России лежит не только на большевиках, но и на самих допустивших это изгнанниках.