ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Последний большой роман, написанный Е.Н. Чириковым уже в эмиграции, стал вершиной его творчества. В нем писатель предложил свой ответ на вопрос, что же привело Россию к трагедии 1917 года. Для воплощения этого масштабного замысла автор избрал особую жанровую форму – семейную хронику, поскольку, по его мысли, в судьбе одной отдельно взятой дворянской семьи и ее ближайшего окружения должна была отразиться судьба всей России последней четверти XIX – начала ХХ вв. На первый взгляд, «Отчий дом» принадлежит к «классической» разновидности этого жанра – хронике с объективно-авторским типом повествования, где «летописец-хроникер», будучи отделен от описываемых им людей и событий очевидной дистанцией, всего лишь воссоздает перед читателем картины минувшего прошлого. В то же время нельзя не почувствовать, что за маской внешне беспристрастного повествователя скрывается «другой» человек, о чем прежде всего свидетельствует нарастающее изменение речевой манеры рассказчика. В неторопливую и обстоятельную речь неискушенного в политике «обывателя», который стремится донести до потомков всякий мало-мальски существенный, с его точки зрения, факт, вторгается лексика, свойственная ярому публицисту. Осмысляя причины гибели России, автор перестает придерживаться избранного им ранее нейтрального тона повествования и решает обратиться к читательской аудитории от собственного лица. И эти публицистические «отступления» целиком посвящены характеристике экономической и политической ситуации в России конца XIX в. и разоблачению борьбы за власть околопридворных партий и провокаторской, с его точки зрения, деятельности революционеров. Эти вставки, возможно, с одной стороны, нарушают художественную цельность книги, но с другой, помогают автору выразить свои взгляды максимально доходчиво и убедительно.