ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В ряду русских писателей конца XIX – начала ХХ веков Е.Н. Чирикову принадлежит одно из самых заметных мест. В его произведениях нашли отражение самые болезненные и острые вопросы этого времени. Жизненный путь Е.Н. Чирикова – яркий пример формирования гражданской и творческой позиции под влиянием двух мощнейших идеологических течений конца XIX – начала ХХ веков – народничества и марксизма. Являясь непосредственным свидетелем столкновений народников и марксистов, писатель и сам на время попал под обаяние новой идеологической доктрины. Постепенно приходя к критической оценке народничества 90-х годов, он сосредотачивает свое внимание на идеях «легального марксизма» , систематическое изложение положений которого связывают в первую очередь с именем П.Б. Струве, который опубликовал в 1894 году книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», где подверг критике основные социологические и экономические идеи народников. Сфера деятельности «легальных марксистов» подразумевала, прежде всего, сотрудничество в легальных органах печати и общественных организациях, что узаконивало это идейное направление в глазах власти и позволяло вести открытую пропаганду и «вербовать» новых сторонников . Отражение общественной борьбы народников и марксистов нашло место в повести Чирикова «Инвалиды» (1897), где писатель изобразил всю остроту идейного спора представителей двух лагерей и показал трагизм судеб уходящего поколения борцов . В повести анализируется состояние человека, старого народника Крюкова, утратившего все жизненные ориентиры. Следование убеждениям, владевшим интеллигенцией в 1870-х годах, и полное незнание жизни постоянно приводит Крюкова к тому, что он оказывается в трагикомических ситуациях. В конце концов, все замыслы героя разрушаются, и он приходит к осознанию своей ненужности. В то же время Чириков выводит на арену нового в литературе 90-х годов персонажа – носителя марксистского миросозерцания студента Игнатовича, который скептически воспринимает речи либеральных интеллигентов и резко критикует народников, которые, по его мнению, лишь «ноют и плачут» . Публикация этой повести вызвала резкое негодование со стороны народнической критики и послужила причиной разрыва с журналом «Русское богатство», в котором Чириков начинал свой творческий путь. А его лидер Н.К. Михайловский обвинил писателя в том, что, выбрав для изображения сферу, которая имеет «свою особую и… довольно длинную историю», он, не потрудившись хоть сколько-нибудь изучить ее, намеренно исказил . В 1910-е годы Чириков покидает марксистский лагерь и переходит в лагерь националистически настроенных художников. Свое решение писатель позднее объяснял так: «Всего более меня оттолкнула от демагогическая ложь и неразборчивость в средствах и безжалостность по отношению к трудовым массам, которые они толкают на смерть в жертву своим фанатическим идеям, сами прячась за их спинами или за границей… Я впервые явственно ощутил таившуюся в новой идеологии… разрушительную силу, грозившую моей родине… если не гибелью, то огромными бедствиями. Во мне стало просыпаться временно усыпленное социальными утопиями национальное здоровое чувство… Я почувствовал себя не просто человеком, а человеком и писателем русским» . Таким образом, писатель не порывает с идеологией. Просто отныне идеологическое наполнение его произведений получает иную окраску.