ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Методы социологического исследования не могут мыслиться в отрыве от понимания роли фактов и конструктов в процессе построения научного знания. Выбор метода сбора первичных социологических данных (онтологических фактов) связан с выбором теоретической точки зрения (теории), позволяющей на основе используемого в основании теории конструкта (или системы конструктов) и операциональных определений его свойств, соответствующих познавательным возможностям выбираемого метода, получить наиболее адекватное описание существенных для данной исследовательской ситуации признаков предметной области, в которой необходимо применить выбираемый метод. При условии, что свойства конструкта, используемого в выбираемой теории, наиболее адекватны природе изучаемого социального явления, условиям решения практической и познавательной задач исследования. Перспективы процесса математизации социологии, понимаются в данном случае как наращивание использования математических нечисловых конструктов в качестве инструментов, имеющих базовый характер для идеализации и теоретизации предметных областей, изучаемых социологией и проведения в них инструментальных исследований. Так, развиваемый С.П. Никаноровым математический аппарат «ступеней множеств» (Никаноров С.П.. Введение в аппарат ступеней и его применение. Серия «Концептуальный анализ и проектирование». Математический аппарат. – М.: Концепт, 2010. С. 100. (URL: http://www.spnikanorov.ru/?to=books – дата обращения: 27.11.2011)), создает возможность для упорядочения ступеней шкал множеств с помощью рядов производных ступеней и произведений этих рядов, а так же возможность введения метрических отношений в ступенях, что создает условия для изучения развития как последовательности смены теоретико-системных конструктов. Существующее в социологии предметное теоретическое знание может быть интегрировано представлено на основе аппарата ступеней или подобных аппаратов по мере их разработки, освоения научным сообществом и внедрения в исследовательскую деятельность и арсенал средств познания для теоретизации гипертеоретичных (концептуально сложных) предметных областей, к которым относится и социология.