ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе отмечается, что в постмодерне произошла трансформация объекта и «предметного поля» этносоциологического дискурса, включая новые парадоксальные этносоциальные явления и этнокультурные феномены, социального конструирования этничности. Появилась возможность соотнесения результатов локальных социологических исследований этничности с широким сравнительным фоном международных кросс - культурных исследований, особенностью которых является рост международной кооперация и междисциплинарная научной интеграции, открытость собираемых данных и используемых процедур. Раскрываются возможности продуктивной этносоциологической интерпретации результатов кросс - культурных исследований, с привлечением теории «социального капитала», дефицит которого приводит к росту этнофобий, снижению толерантности в межэтнических отношениях. Выявлена необходимость учета «радиуса социального доверия» в неформальных этносоциальных средах общения и взаимодействия, что позволяет выявить наличие не только определенных культурных универсалий, но и этнокультурную, региональную специфику, влияния этноконфессиональной идентичности на потенциал социального капитала. Видимо не случайно оказалось близки позиции, ценностные ориентации, высокие показатели уровня социального доверия у поляков и литовцев (католиков), за ними вплотную следуют буряты (буддисты); менее выражен потенциал доверия - у русских и украинских студентов (православные); аутсайдерами стали, чехи (протестанты). Отмечается возможность интерпретации данных с позиций теории М. Вебера, потребность во включении этносоциологического дискурса в современные кросс - культурные исследования.