ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе анализируются ключевые методологические проблемы производства современного социологического знания: потребность в междисциплинарной интеграции, необходимости развития новых направлений, с преодолением размывания предметных границ социологии, множественности и узкой специализации; поиском баланса между глубиной и широтой знания, макро и микроскопическим, эмпирическим и синтетическим видением социальной реальности. Методологический вызов, вновь поступивший от естественно научного знания («теория динамического хаоса» И. Р. Пригожина), обусловил инверсию представлений о производстве современного социологического знания: 1)деятельность, в том числе и образовательная, может рассматриваться как процесс производства творчества и инноваций; 2) перспективы социологии – вести научный поиск в постоянной неопределенности. Высказывалось сожаление, что концептуальные ориентиры современного познания осуществляются в стратегии «расширения» теорий классиков социологии, с торможением созидания «теорий среднего уровня». Обосновываются возможности познания принципиально новых социальных процессов и явлений в глобализации, но с критической оценкой исследовательских практик социологии постмодерна, с проектами замещения теоретического анализа дискурсом, нарративом. Выражается озабоченность множественностью описательных концептуальных идей, «сенсибилизирующих аналитических схем», дефицитом адекватной реализации принцип теоретического синтеза «нормативистских» и «инструментальных», объективистских и субъективистских подходов, когда огромная часть социологического знания смещена в практически-описательную сторону. Отмечается, что разрыв между описательными и теоретически ориентированными исследованиями, журнализм «скетч – объяснений» блокирует полноценность адекватной социологической интерпретации. Общая атмосфера фракционности, конфронтации, академического авторитаризма ослабляет позиции российской социологии, в то время как мы нуждаемся в многообразии подходов, подтверждения результатов перекрестными сравнениями, в том, чтобы новые поколения в ВУЗах ощущали потребность в социологии. В докладе представлен опыт развития потенциала прикладных практически ориентированных социальных компетенций студентов, расширения аудиторного пространства воспроизводства инновационного социологического знания в Межфакультетских учебных курсах/МФК МГУ, а также демонстрации перспективных возможностей самоорганизации сетевого взаимодействия студентов.