ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе подчеркивается актуальность сравнительного социологического анализа формирования и трансформации ценностных ориентаций университетского студенчества, вследствие того, что они отражают не только личностные интересы и потребности молодого поколения, но и их отношение к социально значимым целям и путям достижения социальной стабильности, формирования новой иерархии, как терминальных, так и базовых социальных ценностей. В этой связи крайне важно, что был вполне обоснован выбор объекта, завершившегося в 2012 году, международного исследования. Не случайно это студенчество Польши, Литвы, России, Украины, Чехии (N=5000). Во-первых, респондентами стали представители стран, которые сравнительно недавно и практически одновременно преодолели различные варианты формы социалистического социально-политического государственного устройства. Во-вторых, это первое молодое поколение граждан, родившихся и/или выросших в независимых пост социалистических обществах, не испытавших кризиса «советской/социалистической» государственно-гражданской идентичности. Наконец, в – третьих, ценностные ориентации, ресурсы доверия к социальным ценностям студенчества являются факторами, определяющими вектор грядущих социальных перемен, когда профессионалы с университетским образованием, пополнят ряды «среднего класса» и гражданского общества. Это – ключевой, исходный методологический принцип, определяющий концепцию проекта. Он важен также для понимания и раскрытия институциональных возможностей формирования социального капитала. Социальные показатели, которые были получены нами на основе репрезентативной выборки, можно соотнести с данными мониторинга Европейского барометра, которые включают показатели ценностных установок и ориентаций и коммуникативной активности. Как показало исследование, в новом поколении российских студентов доминируют традиционные ценности социального института семьи, снижаются показатели важности альтруистических коллективистских ценностей. Растут ориентации на такие индивидуалистические ценности, как «возможность развития собственных интересов» (82-86%), «ценность независимости, индивидуализма» (79-83%), гражданской позиции - «не позволять себя обманывать политикам, вождям (76 - 80%), значимы в иерархии ценности в кластере гедонизма/эгоизма. Конкурируют с ними новые ценностные ориентации на достижение личностного роста, социальных статусов, инноваций. В целом, россияне демонстрируют большую степень ценностных ориентаций на «радиус горизонтального» доверия (семья, дружба, локальные социальные сети общения). В значительно меньшей мере им свойственны ценностные ориентации на «вертикальное» доверие (правительству, милиции, суду, всем ветвям власти). Ведущим фактором является уровень межличностного доверия. Именно он сопряжен у молодежи с ощущением благополучия, роста благосостояния, удовлетворенности жизнью. Остались не проясненными вопросы: Каков механизм формирования ценностных ориентаций, основанных на культуре доверия, ресурсах социального капитала? Существуют ли продуктивные возможности для формирования позитивных социально значимых терминальных ценностных ориентаций в университетском социуме? Каким образом компенсируется трансформация ценностных ориентаций, дефицит ценностей коллективизма, альтруизма в национальных государственных университетах? Для поиска ответов на эти вопросы необходима в дальнейшем более тесная международная, межвузовская кооперация усилий социологов разных стран, интенсификации научно-исследовательских контактов.