ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Конкуренция слова и образа позволяет рассуждать о возможной тенденции в истории кино и киноиндустрии. Коллизия взаимодействия слова и кинообраза подтверждается и историей театра, а также драматургии. Литературность и нелитературность театра в конце XIX века – крайне интересная проблема. Решенная в тех условиях и в то время, она сохраняет свою значимость и в XX веке. Так и в кино. Исторически заданный сюжет кинематографа может быть понят как процесс колебаний от литературы и к литературе. Возможно, источник этой двойственности можно увидеть сквозь призму известной пословицы «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Думается, эту регламентацию не стоит абсолютизировать. Если под „увидеть” подразумевается „понять”, то правило это действует не всегда. За всю историю кино, которую можно рассматривать как триумфальную, слово не стало и не становится вторичным, но кино сильно тяготеет к литературности. Казалось бы, для чего? Ведь оно никогда литературой не станет, и генезис у него другой. Возможно, поэтому создатели кино в ключевых сценах апеллируют к литературному сознанию зрителя, его вкусу и памяти, которые в значительной мере тоже литературны. Чувственность кинообраза делает невозможной его эмансипацию от слова, т.к. вне слова чувственный опыт реализован, выражен быть не может. Кино середины ХХ века, стремящееся к непреднамеренности, лишний раз доказывает, что оно пытается освоить эстетику непосредственности, тем самым невольно вторя истории литературы.