ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящее время многие россияне местом летнего отдыха выбирают Абхазию. Тянутся туда и православные паломники, чтобы посетить места древних святынь, овеянные тайной времён. Действительно, в Абхазии есть множество святых мест, связанных с христианством, истории которого в республике восходит к I веку. Это древняя крепость Анакопия, Драндский собор, храм святого Ипатия Гагрского, храм Успения Божией Матери в селе Лыхны, собор Влахернской Богоматери, места жизни и кончины апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста, мученика Василиска Команского, Команский монастырь, место третьего обретения главы Иоанна Предтечи и другие святые места. Есть в Абхазии и целебные святые источники (Симона Кананита и мученика Василиска). Памятником русскому афонскому монашеству и российской государственной власти конца XIX в. является великолепный по красоте и гармонии преобразований окружающей природы Новоафонский монастырь. В непосредственной близости от монастыря находится уникальная по своим размерам Новоафонская пещера и историческое заповедное ущелье реки Псырцха (в переводе ─ «пихтовый родник»), отличающееся необыкновенной красотой, где жил и пострадал от рук язычников апостол Симон Кананит. Природный камень на источнике апостола с красными включениями создает ассоциацию капель крови. Культурные ландшафты святых мест Абхазии довольно разнообразны благодаря расположению их в разных по высоте над уровнем моря местах, во влажных или умеренно увлажненных районах страны. Субтропический климат обеспечивает благоприятные условия для разнообразных растений. Некоторые старовозрастные растения произрастают на территории святых мест с давних, иногда и древних, времен: 1000-летние самшиты на месте обретения главы Иоанна Предтечи, пихты на Псырцхе, старая трёхствольная смоковница крепости Анакопия, кипарисы, можжевельники и пальмы Нового Афона, дуб и бук на могиле мученика Василиска, заросшая плющом огромная акация с прикрепленной к ней каменной иконой на его источнике, можжевельники монастыря Иоанна Златоуста, 200-летняя липа у храма в селе Лыхны. Несомненно, эти растения должны бережно охраняться как безмолвные свидетели многих событий на территориях святых мест республики. Отношение местного населения к древним растениям и к природе вообще закреплено вековыми традициями. Под старыми деревьями традиционно проводились народные сходы и советы. Традиция бережного отношения к природе вызывает уважение и может быть примером для подражания, однако народ Абхазии сейчас нуждается в грамотном православном миссионерстве. Христианство абхазов имеет древнее происхождение, и в основном абхазы считают себя православными. По данным 2003 г., христианами назвались 60 % населения Абхазии, мусульманами – 16 %, приверженцами абхазской монотеистической религии – 3 %, язычниками – 5 %, атеистами и неверующими – 8 %. Соблюдение православных и мусульманских традиций абхазами исполняется очень поверхностно. Однако языческие традиции живы в народе до сих пор и набирают свою силу. Есть абхазские предания, хоть и связанные с христианством, но никак не совместимые с ним по сути (например, история о строительстве лыхненского храма). В настоящее время восстановлены и возобновили свою деятельность пять из семи абхазских святилищ. В 2012 г. в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии. В абхазском народе современное соблюдение древних традиций жертвоприношений считается совершенно естественным и почётным для уважаемых членов общества. Христианство в Абхазии в настоящее время тоже подвергается большим искушениям. Абхазская православная церковь существует и имеет свои приходы. Однако стремление народа к самоопределению привело к отделению части верующих, расколу и самоорганизации в самочинную митрополию, каноническим нарушениям. Этому искушению подвергся Новоафонский монастырь, в котором Абхазская церковь не благословляет участвовать в службах и таинствах. Православная церковь Абхазии должна укреплять свои позиции среди населения республики, и в этом ей может помочь Русская Православная Церковь.