ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Термин «инновация» в современном обществе является не только наиболее популярной оценкой его состояния, перспектив развития, но и становится системообразующим принципом современного мировоззрения, структурирующим фактором современного космоса, определяющим место человека в мире, мотивы и цели его деятельности. Источником инноваций предстает современная наука, отношение к которой как к приоритетному фактору национального развития, обуславливает практику социальных трансформаций, выбор управленческих технологий в развитых странах. Высоким темпом и глобальным характером инноваций практически во всех сферах жизни создана ситуация, которую не возможно контролировать прежними управленческими технологиями, основанными на классической науке. Изменчивость настолько многообразна, что не может быть осознана через отдельное открытие или общественное событие. В инновационном обществе возникает потребность в новом типе рациональности, научного знания, преодолевающего существующую демаркацию наук, способного к трансдисциплинарной интеграции. Для исследования формирующихся новых объектов познания и деятельности необходима теория и методология науки, «снимающая» разрыв между естествознанием и социокультурными исследованиями, конкретными науками, фундаментальными и прикладными исследованиями, философией и методологией науки. В современном обществе не только радикально меняется содержание и форма научного знания, но его статус и роль в обществе. Новая наука поставляет новые утопии «нового прекрасного мира», проекты построения постчеловеческого общества посредством конвергентных НБИК (нано-, био-, инфо-, когнитивных) технологий. Однако современная технологическая наука не только увеличивает эффективность способов решения глобальных проблем, но и создает угрозы и реальные возможности гибели человечества. Превращение науки в фактор производства, коммерциализация науки увеличивают эти угрозы многократно. В связи с этим возникает проблема социокультурной экспертизы современной науки, для осуществления которой необходимо включить в научное знание корпус социальных наук, преодолеть разрыв между естествознанием и социогуманитарным знанием. Тем самым в науку, в объективно-истинное знание, включаются ценностно-смысловые, субъективные, компоненты, переосмысливается представление о фундаментальной и прикладной науке, об их воздействии на жизненный мир человека. В науку вводится экзистенциальное измерение и сакраментальный (ранее ненаучный) вопрос «Зачем?», а конвергентная наука приобретает антропоцентрированное измерение. В современном обществе вопрос о цели научного исследования существенным образом транстформировался. Целью науки становится не познание объективной истины, а создание продукта, удовлетворяющего потребности человека. Эффективность знания, востребованность научного результата рынком подменяет критерий истинности, создает реальный соблазн повлиять на принятие решений о финансировании определенных направлений научного исследования. Новые конвергентные технологии обещают создание новых видов материи, промышленное производство продуктов питания, лекарств, повышающих качество и продолжительность жизни, создание безотходного производства, искусственного интеллекта. С помощью конвергентных технологий станет возможным преодоление завершенности человека как органического типа, создание нового этапа эволюции человека, нового вектора цивилизационного развития. В рамках трансдисциплинарных исследований появляются новые науки, некоторые из них сомнительны в отношении как истинности, так и безопасности, но агрессивно продвигаются их харизматичными лидерами. В современном обществе конкурентным преимуществом является уже не население, как в доиндустриальном, и не доступ к рынкам, как в индустриальном, а качество и интенсивность обучения людей и организаций. Проявляется фундаментальная зависимость современной цивилизации от качеств личности, которые формируются в системе образования. Образование в данном случае понимается как общественное производство современного человека, способного жить в меняющемся мире и обеспечить его устойчивое развитие в будущем. В системе образования производятся не просто знания и профессиональные компетенции специалистов, а умение учиться и потребность в непрерывном образовании. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют создать единое образовательное пространство, глобальную систему образования, преодолевающую ограниченности национальных систем образования, способную создать условия для непрерывного образования без границ. Однако новые образовательные технологии могут стать как инструментом преодоления кризиса современности, так и способом усиления рисков и угроз. Тотальная коммерциализация всех сфер общественной жизни, превращение ученика в клиента и потребителя образовательных услуг извращают саму суть образования как творческого процесса, как диалога, совместной деятельности ученика и учителя. Превращение знания в социальное конкурентное преимущество не только ограничивает возможности образования для всех, но и создает общество, не способное ответить на вызов глобализации, не способное к построению нового типа солидарности. Для этого необходима переоценка социокультурной роли знания и науки. Наука может стать фактором гуманизации труда, способом преодоления отчуждения человека, однако превращение знания в интеллектуальный капитал, в средство получения добавленной стоимости означает, по сути, капитализацию самого человека, субъекта познания. Тем самым усугубляется основное противоречие капиталистического общества: противоречие между трудом и капиталом. Современные технологические инновации вызывают инновации социальные, которые почти не исследованы, что ставит вопрос о создании конвергентной социокультурной технонауки, структурообразующим принципом которой может стать философия. Рефлексивность философии является гарантией от догматизации как отдельных результатов, так и методов подобного исследования, от их универсализации. Мировоззренческое влияние науки опосредуется философией, которая встраивает науку в целостность космоса. Смысл философии не в том, чтобы дать ответы на поставленные эпохой вопросы, а в том, чтобы поставить под вопрос сами вопросы. Характер возможностей и масштаб влияния человека сейчас настолько велики, что требуется радикальная переоценка мировоззренческих, смыслообразующих координат современного общества. Именно философия способна дать мировоззренческую оценку нового типа познания, построить новую картину мира, создать новый стратегический цивилизационный проект, ответ на вызов современности. Аналогичная задача была выполнена философией эпохи Просвещения, в которой был создан Проект Просвещения, обоснованы фундаментальные принципы индустриального общества, цивилизации Запада. Проект Просвещения стал радикальной критикой смысла и образа жизни традиционного общества, ответом на вызов индустриализма. Новый человек, «земной бог», творец собственной земной жизни становится героем философских и художественных произведений, культурным образцом. Человек – активный субъект преобразующей деятельности, который силой знания изменяет природную и социальную реальность и самого себя. Свобода как фундаментальная ценность нового общества выводит человека за границы «добра и зла», которые осознаются как пережитки и препятствия. Рыночная рациональность и экономическая эффективность определяют навигацию индивида в социуме, а субъект-объектные отношения задают пространство его передвижений. Идея прогресса определяет вектор социальных изменений, становится своеобразной индульгенцией, оправданием издержек прогрессивного развития. Глобальный кризис современного общества, не в последнюю очередь, обусловлен кризисом ценностей и институтов Запада, массовое общество, массовая культура, консьюмеризм и потребитель как культурный герой нашего времени не способствуют выработке новых смысложизненных ориентиров. Общество потребления с соответствующей ему системой ценностей и установок формирует стратегию «модуса обладания» в ущерб стратегии «модуса бытия», инициирует игровое отношение к жизни, подменяющее серьезное, творческое, эмоционально насыщенное существование индивида. В обществе потребления нивелируется ценность труда и познания, формируется доминирование игровой культуры, характерным признаком которой является безответственное отношение к жизни. Феномен пуэроцентризма, непредсказуемость подросткового поведения осознается как образ жизни. Специфически присущие юному возрасту примитивно игровые формы поведения определяют поведение человека вообще. В массовом обществе пуэрилизуется вся человеческая деятельность, вся культура. Особую опасность представляет поведение пуэрилизованных политиков, бизнесменов, интеллектуальной элиты. С развитием познания, техники, производства человек не становится более ответственным или хотя бы более предусмотрительным и осторожным. Напротив, достижения науки и техники рассматриваются как своего рода игрушки, а жизнь - как опасное приключение. Современная конвергентная технонаука дает эффективный инструмент воздействия на объект, но не решает вопрос о цели и последствиях его применения. Создание высокоэффективных технологий манипулирования человеком, его сознанием и волей лишит человека возможности действовать в соответствии с сознательным выбором. Уровень и масштаб возможностей воздействия на человека и его среду заставляет переосмыслить важнейшие категории культуры: «сознание», «разум», «бытие», «жизнь», «смысл жизни», «смерть», определяющие жизненные стратегии человека. И хотя потребность в новой идеологии явно осознается, тем не менее, представление о природе, жизни, человеке принципиально не изменилось. Механицизм до сих пор остается доминирующей идеологией и управленческой технологией, а идеологизированная наука – средством манипуляции природой, обществом, человеком. Новая наука ставит перед философией старые, но предельно актуальные философские вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?». «Что такое человек?». Важнейшей проблемой современности, таким образом, становится проблема человека, который является и главным фактором развития и главным фактором риска. От способности человека осознать меру своей ответственности в стремительно меняющемся мире зависит само его существование. Эйнштейн говорил, что он хотел лишь познать мысли Бога, остальное – детали, но как известно, в деталях скрывается Дьявол.