ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В детерминантах шаманизма Северной и Юго-Восточной Азии существуют универсальные концепции, сопоставимые в общих чертах и в частностях. Шаманы малых народов Дальнего Востока России (нанайцы, эвенки, эвенцы и др.) имеют определенное количество схожих черт со служителями анимистических культов некоторых народностей Индонезии (даяков, батаков, дусунов, маринд-аним и др.). Ритуальная составляющая (камлание) шаманских действий также воспроизводится по сценариям, сходство которых слишком велико, чтобы быть случайным. Духи-вредители (ханту,дема, лоче), духи-помощники (харги, сэвэны), зооморфные духи (тигр, медведь, лось), концепция нескольких душ шамана, трехчленное деление космоса на Верхний, Средний и Нижний миры, образы Мировой Оси (Горы, Древа, Реки), лодки и "корабля мертвых", обряды инициации и смены имени являются общими для Тихоокеанской зоны анимистическими универсалиями. Однако некоторые аспекты (образы глаз, видений, магическая способность видеть у некоторых ритуальных предметов, звезды как глаза божеств) остаются недостаточно изученными, что может послужить импульсом для дальнейших исследований в параллельном сопоставлении анимистеческих культов Северной и Юго-Восточной Азии.