ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Активное нефтегазовое освоение прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики в настоящее время ведется в условиях глобальных климатических изменений. В результате потепления осенью 2012 года в Северном полушарии достигнут исторический минимум площади ледяного покрова с начала спутниковых наблюдений с 1978 года. Рост температуры воздуха и воды, увеличение длины разгона волн, увеличение вероятности возникновения экстремальных штормовых нагонов на фоне увеличения продолжительности динамически активного безледного периода создают благоприятные условия для ускоренного разрушения берегов, сложенным многолетнемерзлыми породами. На участках нефтегазового освоения, сопровождающегося техногенными нарушениями естественного литодинамического режима береговой зоны, синергия этих факторов приводит к катастрофическому увеличению скоростей абразии берегов и подводного склона.Все это не может не сказаться на геотехнической безопасности инженерных сооружений и геоэкологической безопасности окружающих территорий. Другая, не менее значимая проблема –экзарационноевоздействие ледяных образований на дно и берега. Ледовая экзарация относится к категории наиболее опасных природных процессов. Недооценка величин экзарации может привести к повреждению инженерных сооружений, в тоже время излишнее заглубление объектов сильно удорожает их строительство. Найти оптимальный вариант и, тем самым, снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций в настоящее время наиболее актуальная задача науки и практики. Задача усложняется тем фактом, что в результате снижения продолжительности ледового сезона и толщины ледяного покрова активизируется динамика льда, увеличится его торосистость и, соответственно, имеет место перераспределение зоны наиболее интенсивных воздействий на более мелководные участки. На фоне сокращения ширины и устойчивости припая усиливается воздействие дрейфующих в торосистых образований на дно. Активизируется динамика ледников, в результате увеличится сброс айсбергов, повысится вероятность выпахивания ими дна и встречи с судами и танкерами.