ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Основным методом, используемым для исследования способности животных к обобщению по признаку сходства, служит метод выбора по сходству с образцом (ВПСО). Однако, для того чтобы серые вороны – птицы с высоким уровнем организации мозга - усвоили отвлеченное правило ВПСО, применимое к любым новым стимулам, требуется 3000-5000 проб. Мы предполагаем, что столь длительное обучение обусловлено сложностью усвоения роли стимула-образца, как знака, указывающего местонахождение корма. Целью данной работы была апробация альтернативной методики, позволяющей формировать у ворон правило выбора, основанное на оценке сходства/различия. Подобную методику ранее успешно использовали Ю.Д. Стародубцев и А.П. Надолишняя для оценки способности дельфинов к обобщению признаков сходства/различия. Дельфинов подкрепляли за последовательный выбор двух одинаковых предметов из трех. При этом животные усваивали отвлеченное правило выбора менее чем за 1000 проб. Мы видоизменили и адаптировали эту методику, сделав ее применимой для птиц. Вороне одновременно предъявляли три кормушки, накрытые карточками - стимулами для выбора. Центральная и одна из двух боковых кормушек были накрыты одинаковыми карточками. Именно в них помещали корм. Птице разрешали открыть все три кормушки. Порядок выбора фиксировали. В результате обучения птицы начинали чаще первыми открывать кормушки, накрытые одинаковыми стимулами. Когда в 96 пробах подряд ворона открывала пустую кормушку последней не менее 58 раз, считали, что достигнут критерий обученности. При обучении использовали стимулы трех категорий: цвет (черные и белые карточки), конфигурация линий (арабские цифры 1 и 2) и число элементов (множества из 1 и 2 элементов). Обучение с каждым набором стимулов проводили до достижения критерия. В экспериментах участвовали четыре вороны. Несмотря на сильные индивидуальные различия три птицы уже успешно прошли все этапы обучения. Как и у дельфинов, это потребовало в среднем около 1000 проб (840, 1008 и 1304), что принципиально меньше 3000–5000 проб, необходимых для обучения ВПСО. Чтобы выяснить, было ли у птиц сформировано правило выбора, основанное на обобщении признаков сходство и различие, проводили тесты на перенос, в которых использовали новые стимулы знакомых категорий (оттенки серого; цифры 3 и 4; множества из 3 и 4 элементов) и новой категории «размер» (изображения двух черных геометрических фигур одной формы одинакового или разного размера). Применяли особую процедуру тестирования, позволяющую избежать обучения в ходе теста. За каждыми тремя фоновыми пробами, составленными из знакомых стимулов, следовала одна тестовая, составленная из новых стимулов. В тестовых пробах корм помещали во все три кормушки (т.е. подкрепление было недифференцированным). К настоящему времени через оба теста на перенос прошла лишь одна из четырех птиц. Она успешно применила усвоенное правило выбора как к новым стимулам знакомых категорий, так и к стимулам, различающимся по размеру фигур. Тесты на перенос показали, что новый метод действительно позволил сформировать у ворон обобщенное правило выбора, основанное на оценке сходства и различия. Таким образом, метод выбора двух одинаковых стимулов из трех действительно позволяет сформировать у птиц отвлеченное правило выбора, основанное на оценке сходства и различия и требует существенно менее длительного обучения, чем метод выбора по сходству с образцом. Работа поддержана грантами РФФИ № 10-04-00891 и № 11-06-12036-офи.