ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Китайское общество изначально было построено на собственных организационных принципах, сформулированных на основании самостоятельной китайской логики и метафизики. Фэй Сяотун рисует общую модель социальной структуры (zhengge shehui jiegou de geju) и концептуализирует свое представление о китайском обществе через в вводимые им понятия – «ассоциации различных типов» (chaxu geju) и «сети социальных связей» (shehui guanxi de wangluo). Организация власти в китайском обществе коренится в традиционных политических ценностях, где ключевой доминантой выступает мораль и семейные устои. Восприятие власти не связано с насилием. Власть всегда ассоциируется с необходимостью соблюдения ритуала, т.е. обычного давно заведенного неписанного порядка, по которому и в 21 веке живет большая часть сельского традиционного общества Китая. Современные внутриполитические и внешнеполитические концепции Китая практически полностью основываются на конфуцианских морально-этических представлениях: «гармоничный мир», «взаимная выгода», «общество малого благоденствия», «добрососедство». «Китайская мечта» – это попытка «методологического Китая» найти «идеальный Китай» (Чжао Тинян). Постановка вопроса о власти и насилии применительно к Китаю, т.е. внедрение западного дискурса в китайский контекст, с большой долей вероятности завершится ошибочными выводами. Китайской общество, генезис власти, формы насилия должны рассматриваться, по примеру Лао-Цзы, для нас имеющее методологическое значение, исключительно с позиций истории развития самого китайского общества.