ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Поиск живого камня в поэтических текстах – задача, требующая методологических ограничений, ибо в самой формуле «живой камень» уже содержится поэтическая составляющая. Идеальным объектом здесь мог бы стать камень, в прямом и переносном смыслах лежащий на поверхности, выявление которого не предполагало бы дополнительных герменевтических усилий. Поставленная таким образом задача актуализует, по сути, единственный род поэтических текстов – тех, в которых поэзия смыкается с естествознанием и философией. Наделенный жизнью камень у поэта-натурфилософа должен аккумулировать в себе все его искомые ипостаси: минерал – организм – персонаж – мифопоэтический символ – ступень в модели мира. В докладе анализируется именно такой живой камень, появляющийся у Николая Заболоцкого в первом варианте поэмы «Торжество земледелия» (гл. «Ночные беседы»), и трансформирующийся в одну из ключевых для его творчества мифологем в лирике 30-х гг.