ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
За 2016 год на «Официальном сайте Единой информационной системы в сфере за- купок» (ЕИС) [10] в соответствии с федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (44-ФЗ) [7] было опубликовано 3 млн. извещений о проведе- нии закупок на общую сумму 6,4 млрд. руб. и заключено 3,4 млн. контрактов на общую сумму 5,4 млрд. руб. Учитывая необходимость предоставления обеспечения заявок, испол- нения контрактов и отсутствие авансовых платежей по существенной части контрактов, потенциальный объём рынка кредитных продуктов для исполнителей государственных контрактов можно оценить более чем в 3 трлн. руб [рассчитано автором]. Развитие общего законодательного регулирования электронных подписей [6] и рост доли закупок по 44-ФЗ путём проведения открытых аукционов в электронной форме при- водят к формированию целого пласта участников рынка, технологически и психологиче- ски готового к расширению применения электронного взаимодействия из сферы государ- ственных закупок на сферу взаимодействия с банками. Этому способствует и развитие банковского регулирования через внесение изменения в отдельные законы [8] и принятие стратегических документов по развитию электронного взаимодействия [11]. На сегодняшний день близкие по тематике работы носят преимущественно юридиче- ский [5] или описательно-технический [1] характер. Развиваются также сугубо коммерче- ские исследования рынка. [9]. Достаточно малоизученной остаётся и банковская гарантия в качестве инструмента управления оборотными средствами в России, к этой тематике можно отнести лишь ряд работ [2,3,4]. Исследований, которые бы проводили детальный анализ развития электронного взаимодействия на рынке государственных закупок России на привлечение финансирования и доступность иных банковских кредитных продуктов для участников рынка, раскрывали бы влияние такого взаимодействие на ставку и тран- сакционные издержки привлечения и замещения оборотных средств нам обнаружить не удалось. Нами была проведена работа по исследованию рынка банковских гарантий исполнения государственных контрактов как наиболее динамично развивающегося и показательного из кредитных продуктов для исполнителей государственных контрактов в России, выде- лены лидеры этого рынка и показана чёткая связь между использованием электронных технологий и завоеванием доли рынка. Был проведён расчёт, который показал, насколько рост конкуренции кредитных организаций на рассматриваемом рынке снижает затраты типичных категорий исполнителей государственных контрактов на привлечение гарантий. Мы рассмотрели переход от банковских гарантий к иным кредитным и некредитным банковским и иным продуктам для участников государственного заказа на платформе электронного взаимодействия и показали сопутствующий рост их доступности. 1 Конференция «Ломоносов 2017» Помимо прочего в своём исследовании мы показали на конкретных примерах, как электронное взаимодействие позволило связать московские банки с поставщиками из уда- лённых регионов. Проведенное исследование показало, что развитие электронного взаимодействия по целому ряду направлений влияет на доступность кредитных продуктов для исполните- лей государственных контрактов в России. Отсутствие географической привязки делает возможным взаимодействие банков и государственных поставщиков из любых регионов России, что не только приводит к развитию конкуренции и снижению цен на ключевые продукты но и даёт доступ к банковским услугам организациям из удалённых и малых населённых пунктов со слабым проникновением традиционной банковской сети. С точки зрения корпоративных финансов развитие электронного взаимодействия на рынке госза- каза позволяет компаниям более гибко и эффективно управлять как непосредственным привлечением оборотного капитала, так и замещением части оборотных средств получае- мыми гарантиями кредитных организаций.