ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
За последние три десятилетия в странах Латинской Америки (Боливия, Эквадор, Венесуэла, Перу, Колумбия, Гватемала) были приняты конституции нового поколения, что дало возможность говорить о феномене «неоконституционализма». Прежде всего, их отличает расширение своих правовых систем путем включения в них обычного права индейских народов, населяющих эти государства (народы кечуа, аймара, тупи-гуарани, араваки, майя, вайуу, яномами и др.) Подвергавшиеся долгое время эксплуатации и дискриминации, а порой и геноциду (например, «геноцид майя» в 1980-егг. в Гватемале), индейцы впервые получили право регулировать свои общественные отношения в соответствии со своими обычаями и традициями. Таким образом, формируется некая параллельная национально-государственной индейская юрисдикция, начинают действовать общинные суды. Можно ли характеризовать данный процесс как регресс, возвращение в архаику? Представляется, что такой вывод был бы чрезвычайно поверхностным. Возрождение обычного индейского права в XXIв. – это скорее ответ на мировую унификацию права в условиях глобализации. Страны Латинской Америки формируют свой специфический механизм ответа на новые вызовы, выстраивая новую правовую парадигму, в которой есть место разным культурам, обычаям, традициям. Речь идет о правовом плюрализме, позволяющем стать активными акторами политико-правового пространства этносам, народам, племенам, общинам. Опыт современной Латинской Америки доказал нежизнеспособность правового монизма, оптика которого не оставляла места для существования каких-либо иных нормативных порядков, кроме государственного.