ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Дискуссия - конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противоположных точек зрения по определенной проблеме с целью найти более правильное мнение или взаимоприемлемое решение проблемы. В современной литературе можно выделить две линии анализа дискуссии – логическую и психологическую. Логическая линия анализа - рассмотрение дискуссии как нормативной интеллектуальной деятельности, которая имеет определенную структуру (тезис (утверждение)/антитезис (опровержение тезиса); доводы (суждения, которые приводятся для доказательства тезиса/ антитезиса); демонстрация тезиса/ антитезиса (связь между доводами и тезисом/ антитезисом)) и этапы протекания (выяснение тезиса и формулировка антитезиса; аргументация тезиса и антитезиса; оценка силы аргументации тезиса и антитезиса; установление результатов обсуждения). Психологическая линия анализа - рассмотрение дискуссии как ситуации общения, включающей в себя коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие людей) и перцептивную (восприятие и познание другого человека) стороны. Экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния каждого из двух обозначенных аспектов на изменение первоначальной точки зрения аудитории в сторону точки зрения оратора показало следующее. Логический компонент дискуссии - логические умения, связанные с прохождением этапов идеальной критической дискуссии и обеспечивающие в итоге логическую правильность аргументации и образность, понятность лексики - имеет определяющее значение при попытке убедить оппонента. Психологический компонент дискуссии – психологические умения, связанные с разными сторонами ситуации общения - играет роль фактора, влияние которого может как повысить, так и снизить силу воздействия логического компонента. Психологические умения определяют эффективность выполнения логических действий и удержание определенной последовательности данных действий.