ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Стихийные публичные мероприятия являются весьма распространённым явлением во всём мире. Как правило, они возникают спонтанно как общественная реакция на принятие того или иного спорного и неоднозначного решения публичной властью или как ответ на какое-либо событие. С точки зрения теории конституционного права можно говорить о наиболее сложной проблеме, связанной с регулированием проведения публичных мероприятий в целом – проблеме адекватной и своевременной реакции публичной власти на такого рода акции, а также учёта проявлений протеста в обществе при осуществлении власти. Эти вопросы становятся особо значимыми в совокупности с требованиями обеспечения безопасности и общественного порядка при проведении акций, которые в силу своего спонтанного характера, отсутствия единого организатора и заранее определённого плана проведения невозможно согласовать с компетентными органами власти. Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не предусматривает возможности проведения стихийных публичных мероприятий в России, что следует считать существенным пробелом в правовом регулировании. Можно говорить о существовании общих закономерностей в регулировании стихийных публичных мероприятий, которые могут быть выражены в следующем. Во-первых, такие акции подлежат правовой институционализации в тех или иных формах. Во-вторых, законодательный приоритет всегда остаётся за теми публичными мероприятиями, которые согласовываются заблаговременно, что абсолютно логично и обосновано. В-третьих, законодатель, не имея возможности в должной мере урегулировать процесс проведения спонтанных акций, как правило, идёт по пути установления административной, уголовной и иной ответственности за предусмотренные законом правонарушения. Указанные закономерности в полной мере восприняты в законодательстве и правоприменительной практике Российской Федерации. Но нельзя не отметить существенные отклонения, связанные с нарушением баланса интересов заинтересованных субъектов и, как результат, отдельных конституционных принципов. Важнейшим отклонением является чрезмерная ответственность за нарушения законодательства о проведении публичных мероприятий, в т.ч. в случаях, когда ответственное лицо объективно было не в состоянии выполнить те или иные законные требования. Этот вопрос постарался разрешить Конституционный Суд Российской Федерации, но правоприменительная практика остаётся весьма неоднозначной. Ещё одно отклонение связано с попыткой создания исчерпывающего перечня публичных мероприятий, которые могут быть проведены. Из этого следует логичный вывод о неправомерности иных мероприятий, что не только не соответствует Конституции, но и явно не реалистично. Наряду с этим закрепляется ответственность за деяния, которые не являются в должной мере конкретными, что противоречит принципу правовой определённости, который является одним из базовых для конституционного права России. Таким образом, конституционно-правовое регулирование стихийных публичных мероприятий в Российской Федерации требует большей последовательности, а также учёта базовых конституционных принципов в целях поиска баланса интересов протестующих, общества и государства. Доклад представлен с использованием средств видеоконференцсвязи.