ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Название моего доклада - это парафраз знакового для истории искусства эссе Николая Тарабункина «От мольберта к машине». Это эссе, написанное в 1922 году посвящено «мастерам будущего», присутствующим в частности и сегодня в этом зале. Но тема нашей встречи посвящена не производственному искусство и торжеству «конструкции, оформляющей внешний быт». Условия настоящего же изменились. Настоящее повсеместно представлено для нас не задачами коллективного быта, но цифровой средой – многочисленными гаджетами и виртуальными пространствами. Поэтому в соответствии с требованиями настоящего дня и соответствии с темой Биеннале «Морфология порта» мы предлагаем аналитически рассмотреть то, что обеспечивает уже столь привычную цифровую среду – а именно цифровой порт, интернет-порт. Роль порта многогранна: в открытом привольном морском городе (в котором мы имеем честь выступать) порт обеспечивает взаимодействие между огромным количеством людей. Как отмечает российский философ, теоретик новых медиа Игорь Чубаров, в бескрайнем интернет-пространстве цифровой порт также обеспечивает коммуникацию множества людей. В 2001 году исследователь современных медиа Лев Манович пророчески заметил, что сетевые пространства приводят нас к необходимости пересмотреть саму парадигму эстетического объекта. Может ли коммуникация между пользователями стать предметом эстетики и предметов искусства? Давайте попробуем превратить наш сегодняшний разговор в такой акт - создав объект эстетики взаимодействия в духе Николая Буррио. Как цифровая среда влияет на формирование нас самих и нашего мышления? А в ракурсе настоящей Биеннале: как она определяет характер произведений искусства? Об этом и будет наш сегодняшний разговор и более того – наше взаимодействие. В основной части моего доклада я рассмотрю истоки влияния роли технологий на мышления (в частности, в феномене науки Нового времени и философии на примере анализа концепций Исаака Ньютона, Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона). Для анализа облика повседневности ключевым тезисом для нас будет представление современного отечественного художественного критика Андрея Шенталя о том, что всеобщая структурализация мысли (соизмеримая с развитием структурализма и постструктурализма в философской мысли) сменяется дигитализацией. Мы проанализируем соотношение между природой и культурой в подобных условиях, в частности на примере анализа концепций представителей объектно-ориентированной онтологии и акторно-сетевой теории (Грэм Харман, Стивен Шавиро, Бруно Латур), а также представим анализ взгядов современного российского философа и теоретика медиа Дмитрия Галкина. Также мы представим различное понимание роли художника в эпоху цифровых медиа. Общим выводом нашего доклада будет представление о том, что цифровой порт, будучи мостом для коммуникации между нами, есть в неявном виде порт по отношению к гораздо более сложной нечеловеческой структуре – к тому, что Кант называл «вещью-в-себе» или принципиально нечеловеческому (в представлении апологетов "плоских онтологий"). В искусстве феномен постсетевой эстетики делает шаг к установлению форм рационализации, корни которой произрастают из новоевропейского понимания природы и техники. Новые формы философии, порывающие с корреляционизмом (субъектно-объектной установкой) например у Квентина Мейясу новая философия вслед за наукой пытается проникнуть внутрь «первой», чтобы приоткрыть завесу кантианской вещи-в-себе.