![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Отождествление права и закона приводит к уничтожению права как ценностно-нормативной системы, основанной на морально-правовых принципах. В таком случае закон (он же теперь – и право) полностью лишается, во-первых, социально-нравственного ориентира, который ему насущно необходим (ибо в отсутствие, к примеру, принципа справедливости, как утверждал Аврелий Августин, государство не отличается от шайки разбойников). Во-вторых, законодатель-государство утрачивает какой бы то ни было социальный контроль за своей деятельностью (недаром все тоталитарные режимы XX в. поддерживали этатистский позитивизм и, прежде всего, «позитивизм понятий») и тем самым лишается той самой фундаментальной легитимности, которая обеспечивается лишь социальной поддержкой, коль скоро источником власти является народ. В-третьих, закон (законодательство) остается без своего главного критерия, который определяет, является ли данный закон правовым. Ибо право является для закона именно мерилом установления правового характера последнего. Ведь исключительно только для этатистского позитивизма и непременно в тоталитарном государстве все законы являются автоматически правовыми.Современная общественная практика свидетельствует: аксиологизация правового сознания и права как такового с необходимостью требует институциональных мер, обязательного использования социальных технологий. Социальный опыт убедительно показывает, что любые другие (неинституциональные) меры не дают необходимого результата. Иначе говоря, необходимо должна присутствовать в нашей жизни социальная организация, которая будет осуществлять общественную экспертизу законодательной и любой другой нормативной деятельности государства и органов местного самоуправления. Это требование означает, что общество (гражданское общество) обязано и вынуждено (в целях самосохранения) защищать и оберегать право, как ценностно-нормативную систему, представляющую собою фундамент как всей социальной жизни, так и законодательства государства.