![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Для объективного изучению сталинской стратегии управления окраинами в межвоенный период, необходимо рассмотреть на конкретных примерах причины сепаратистских процессов 1920-х годов, при анализе которых Сталин и формировал свою геополитическую стратегию. При всех противоречиях НЭПа несогласованность действий центральной и республиканских властей при проведении модернизационных преобразований в национальных окраинах способствовала неуклонному падению политического влияния Москвы. Добиться окончательного устранения причин ослабления властных полномочий союзного центра Сталин настойчиво стремился все 1920-е и отчасти 1930-е годы. Эту задачу он решил по трем основным стратегическим направлениям. Первое направление было связано с ускорением социально-экономического развития национальных республик. Быстрый рост экономики союзных республик достигался за счет искусственного роста их бюджета. Эти республики получили не только стабильные дотации из общесоюзного бюджета, но имели немало льгот и послаблений, например, имели право оставлять на свои нужды часть производимой ими продукции. Нерешенность экономических проблем регионов оборачивалась откровенной иностранной экономической интервенцией, победить которую можно было только активным вмешательством общесоюзного центра в экономическую жизнь национальных окраин. После присоединения в 1940 году к СССР новых территорий И.В. Сталин особенно внимательно относился к их экономическому развитию. Москва делала все возможное для того, чтобы население присоединенных территорий не испытало резкого падения уровня жизни, что неизбежно толкнуло бы его в орбиту влияния других государств. Сталин осознавал необходимость форсирования экономического развития национальных окраин для укрепления геополитического положения СССР. Ускоренное развитие окраин в ущерб метрополии Сталин во многом унаследовал от царского правительства, которое также игнорировало интересы метрополии, вкладывая в окраины огромные средства, мало себя окупавшие. Второе направление в сталинской стратегии управления советскими территориями выражалось в политике национально-территориального размежевания многочисленных народов страны и в создании новых национально-государственных единиц в составе СССР. Создание национальных автономий И.В.Сталин осуществлял в интересах укрепления российской государственности. Сохранение единой России было невозможно без предоставления ее народам различных форм суверенитета. Национально-территориальное размежевание в 1920-е и 1930-е годы не являлось «спланированной злонамеренной акцией Сталина», а было вызвано объективными историческими причинами. Многие современные исследователи считают Сталина русофилом, но, несмотря на противоречивость общественного мнения о роли личности И.В. Сталина в исторической судьбе России, с уверенностью можно утверждать, что он не был русофобом, несмотря на громогласные обличения «великорусского шовинизма». Как и во многих других вопросах, так и в «русском вопросе», И.В. Сталин был чистым прагматиком, о чем свидетельствует его политика по отношению к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Сталин считался с интересами русского народа - самого многочисленного в СССР. Известно, что в феврале 1923 года Политбюро ЦК РКП (б) не приняло предложение И.В.Сталина о предоставлении населению «русских губерний» права представительства в Совете Национальностей ЦИК СССР наравне с населением союзных республик и автономий РСФСР [1, с.154-155]. В 1937 году именно Сталин был инициатором введения обязательного изучения русского языка в школах национальных республик. В сентябре 1937 года на Пленуме ЦК ВКП (б) И.В. Сталин был докладчиком по этому вопросу, но в стенографическом отчете этого Пленума, хранящегося в РГАСПИ, текст сталинского выступления, к сожалению, отсутствует [2,л. 1]. Данное решение объективно препятствовало дискриминации русского населения в национальных республиках. Резюмируя вышеизложенное о сталинской политике национально-территориального размежевания необходимо признать, что эта политика служила укреплению СССР - народы Советского Союза изживали сепаратистские настроения, межнациональные отношения постепенно выравнивались. Третье направление в сталинской стратегии управления СССР заключалось в создании и постоянном укреплении мощного партийно-государственного аппарата, способного мгновенно подавить всякий всплеск сепаратизма. Сталину удалось создать такой аппарат, который и был главным гарантом территориальной целостности СССР. Сталинское определение коммунистической партии как «ордена меченосцев» широко известно. Данное определение точно характеризует деятельность компартии при И.В.Сталине. Партийный аппарат во главе с Политбюро подчинил себе все государственные структуры, сосредоточив в своих руках необъятную власть. И.В.Сталин опасался федерализации партии, поскольку это было чревато тем, что центральные партийные органы могли утратить часть своих полномочий. Кроме того, создание Российской компартии могло вызвать совсем нежелательную конкуренцию между ней и общесоюзной компартией в деле управления самой крупной республикой - РСФСР. Блокировав создание Российской компартии, Сталин укреплял не только свои личные властные позиции, но и систему партийной власти, чтобы «держать в руках» республиканские парторганизации. Только единый мощный центр власти - Политбюро ЦК ВКП (б) - мог обеспечить целостность государства в период глобальных модернизационных процессов в условиях сложной международной обстановки 1920-х-1930-х годов. Литература и источники: 1.Наше Отечество. Опыт политической истории. М. 1991. Т. 2. 2.РГАСПИ. Ф. 17, Оп. 2, Д. 627.