Описание:Этика и этос глобального коммуникативного пространства: ценности и нормы.
I. Название дисциплины в соответствии с Учебным планом: Этические проблемы глобального коммуникативного пространства: ценностный и прикладной аспект.
II. Шифр дисциплины:
III. Цели и задачи дисциплины:
А. Цели дисциплины: предложить аспирантам философского факультета (как специализирующимся в области этики, так и обучающимся на других отделениях) панораму становления основных этапов становления этической проблематики глобального коммуникативного пространства, продемонстрировать взаимосвязь этической проблематики прикладного и теоретического характера в области изучения глобального коммуникативного пространства, помочь аспирантам овладеть навыками самостоятельного многоаспектного, в том числе междисциплинарного, аксиологического, философского, компаративного анализа существующих в указанной предметной области этических проблем; способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию современного состояния морального сознания в обществе.
Б. Задачи дисциплины: знать теоретическое содержание основных этических проблем глобального коммуникативного пространства, уметь выявлять перспективы и тенденции развития этической проблематики глобального коммуникативного пространства в практическом аспекте проявления и демонстрации этого содержания, анализировать современное состояние проблем в означенной предметной области, соотносить ценностные основания морального сознания на уровне этики и этоса глобального коммуникативного пространства; обладать необходимыми знаниями современных источников по теме исследования; представлением о системе прикладных знаний об этике глобального коммуникативного пространства; знать основные положения возможных составляющих частей этики глобального коммуникативного пространства (информационная этика, компьютерная этика и др.); выявлять природу этических конфликтов в указанной предметной области; проводить анализ этических конфликтов и находить способы их разрешения на основе существующих моделей, а также предложить собственные методы разрешения таковых конфликтов; владеть навыками работы с эмпирическим и теоретическим материалом в указанной области; владеть основным философско-этическим понятийно-категориальным аппаратом и методологией.
Место дисциплины в системе ООП:
A. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
• учебный план аспирантуры
• Профиль подготовки: этика
B. Информация о месте дисциплины / практики в образовательном стандарте и учебном плане:
C. Перечень дисциплин, которые должны быть пройдены для начала освоения данной дисциплины: «История этических учений», «Этика глобальных проблем», «Актуальные проблемы этики», «Проблемы современной этики».
D. Общая трудоемкость (в ак. часах и зачетных единицах): 32 ак.ч., 2 з.е.
E. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен, дифференцированный зачет): зачет
IV. Формы проведения:
форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:
• аудиторных занятий – 18 ак.ч.
• самостоятельная работа студента – 14 ак.ч.
Формы текущего контроля: устный опрос, контрольная работа
V. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
№ п/п Наименование разделов и
тем дисциплины Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин) Формы контроля
Аудиторная работа Самостоятель-ная работа
Лекции Практические
занятия
(семинары) Лабораторная работа
1 Тема 1.
Глобальное коммуникативное пространство как предмет этического исследования. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
2 Тема 2. Аксиологические детерминанты глобального коммуникативного пространства: социокультурная обусловленность и самоорганизация нового этоса. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
3 Тема 3. Аксиология глобального этоса: к проблеме взаимодействия формирующих факторов. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
4 Тема 4. Гуманизм и этика глобального коммуникативного пространства: универсализм vs партикуляризм. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
5 Тема 5. Информационная и компьютерная этики как составляющие элементы этики глобального коммуникативного пространства. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
6 Тема 6. Интернет-этика как модель возможного построения этики глобального коммуникативного пространства. 2 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
7 Тема 7. Конфликты ценностей в глобальном коммуникативном пространстве. 4 0 0 4 устный опрос, контрольная работа
8 Тема 8.
Разрешение ценностных конфликтов и модели принятия этических решений. 2 0 0 2 устный опрос, контрольная работа
9 Тема 9.
Перспективы развития глобального этоса. 2 0 0 2 устный опрос, контрольная работа
10 зачет 2 0 0 0 устный опрос, контрольная работа
Итого 32 32
VI. Содержание дисциплины по темам – аудиторная и самостоятельная работа:
Тема 1. Глобальное коммуникативное пространство как предмет этического исследования.
Проблема сложности предмета исследования в этике глобальных коммуникаций. Многообразие различных научно-исследовательских аспектов рассмотрения глобального коммуникативного пространства и трудности, возникающие при построении единой этической позиции относительно этого вопроса. 3 уровня рассматриваемых проблем определяют и 3 уровня этических исследований в указанной области: 1) дискуссии о месте этики как в современной системе научных знаний, так и в обществе; 2) проблемы дефиниций, проблемы подходов и проблемы личности; 3) разряд проблем, «непосредственно относящихся» к этике ГКП - специфика проявлений морального сознания в пространстве глобальных коммуникаций и специфика нормативного регулирования в этой сфере. «Виртуализация» личности и общества, возникновение «homo virtualis» как отличия, позволяющие не только отделять современное глобальное коммуникативное пространство от «традиционного», но и ставить вопрос о необходимости особых способов его этического регулирования. Два базовых подхода к рассмотрению специфического предмета – либеральный, основывающийся на «классической» этике и учитывающий специфику новых коммуникаций, и анархический, акцентирующий внимание на этой самой специфике в ущерб традиционным этическим регуляторам. Междисциплинарный характер исследования предмета ГКП.
2 ч. ауд. (лекц.), 0 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 2. Аксиологические детерминанты глобального коммуникативного пространства: социокультурная обусловленность и самоорганизация нового этоса.
Глобальная этика и «глобальные» ценности: проблема наличного содержания понятий и эмпирической базы. Возможны ли глобальные ценности: соотношение тенденций глобализации и глокалиции, социокультурные детерминанты и мультикультурализм, геополитические интересы и экономическое неравенство. Проблема общезначимости моральных норм и универсальности моральной нормативности в аспекте построения некой «общечеловеческой» (глобальной) аксиологии. Основные подходы к пониманию ценностей и возможности их применения к моделированию аксиологии глобального коммуникативного пространства. Возможности мультикультурного дискурса в создании единых аксиологических детерминант глобального коммуникативного пространства. Интеграция, дезинтеграция и социальная мораль. Нравственное содержание гражданской и национальной идей.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 3. Аксиология глобального этоса: к проблеме взаимодействия формирующих факторов.
Появление глобальной этики как потребность создать помимо доминирующих экономических факторов процесса глобализации ее некие мировоззренческие основания. Глобальный этос как междисциплинарная проблема предполагает 2 подхода к исследованию: 1) понимание этоса как сложной системы многоаспектного и многоуровневого взаимодействия не просто ценностей, а ценностных полей, мотивов, потребностей и интересов человеческой деятельности (с опорой на специфическое понимание деятельности в аспекте социологии, психологии, политологии и др.); 2) сведение этоса к устойчивой системе сугубо ценностных предпочтений. Возможности конструирования новой моральной реальности через понимание этоса на основе принципа разделения «идеально-должного», «реально-должного» и «реально-сущего». Этос и социальное действие. Мотивационный комплекс субъекта: структура и системные взаимосвязи.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 4. Гуманизм и этика глобального коммуникативного пространства: универсализм vs партикуляризм.
Глобальная этика как преодоление дихотомии «универсализм» - «партикуляризм». Патриотизм, космополитизм, «общечеловеческий» и «планетарный» гуманизм. Неустранимость «трагической» для человека дихотомии, сохраняющего интерес к обобщениям ценностно-нормативных оснований культуры и одновременно чувствительного к дисгармонии между этическим теоретизированием и нравственной практикой. Универсальное и партикулярное содержание морали в аспекте возможностей специальных нравственных обязанностей в пространстве глобального социума. Метанормативные основания социальной этики. Концепция научного этоса Р.Мертона и его критика. Сопротивление прагматизму: попытки этики дискурса «достроить» теорию развития нравственности Л. Кольберга, придать «второе дыхание» теории прямой демократии и ввести новые регулятивные принципы или религиозную составляющую в этические конструкции в этике ответственности.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 5. Информационная и компьютерная этики как составляющие элементы этики глобального коммуникативного пространства.
Соотношение различных областей прикладного этического знания, их взаимодействие в качестве базовых составляющих для этики глобального коммуникативного пространства. Проблемы формирования информационной этики, их анализ с точки зрения существующих в философской этике общих проблем и тенденций развития. Специфика информационной этики и ее обусловленность общими факторами развития современного информационного общества и постиндустриальной культуры. Компьютерная этика как одно из направлений информационной этики. Комплиментарность направлений как теоретическая проблема. Дилеммы информационной этики: противоречие между высокой информированностью общества и недостоверностью информации; противоречие между изобилием информации и ее избыточностью, ненужностью, бессмысленностью; противоречие между широким распространением информации и ее недоступностью; противоречие между информационной насыщенностью современного человека и деструктивным влиянием информации на психику человека; противоречие между свободой слова и мнения и манипуляцией сознания.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 6. Интернет-этика как модель возможного построения этики глобального коммуникативного пространства.
Этика, этикет и нетикет в Интернете. Нормы регулирования: история создания, основные этапы и основные тенденции развития. Совокупность применяемых в современном интернете регулятивных факторов и место этических норм среди них. Выполняемые функции норм и задачи введения этических регуляторов в интернет-пространстве.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 7. Конфликты ценностей в глобальном коммуникативном пространстве.
Конфликт этики и этоса в глобальном коммуникативном пространстве. Глобализация, глокализация и мультикультурализм как факторы создания конфликтов различного уровня. Конфликты профессионального уровня в пространстве глобальных коммуникаций: должное и сущее в профессиональной деятельности, связанной с коммуникациями (созданием, передачей и функционированием информации). Моральные дилеммы и конфликты на уровне личности и социума: природа, специфика и особенности проявления: проблема выбора и принятия возможной степени ответственности не только за сам поступок, но и за его последствия. Моральные суждения (оценочные и императивные) как неотъемлемая часть процедуры принятия решений.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 8. Разрешение ценностных конфликтов и модели принятия этических решений.
Моральное суждение и моральная оценка: ценностное содержание. Принятие моральных решений и пути разрешения этических конфликтов. Модели принятия решений с учетом ценностного анализа (модель С.Бок, Д.Эллиот, Р.Поттера, Д.Блэка, П.Таггарда и др.). Ценностный анализ и прикладная этика: роль центров по изучению ценностей, их опыт по решению ценностных конфликтов (на примере действующих современных западных центров).
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Тема 9. Перспективы развития глобального этоса.
Проблема ответственности субъекта в пространстве глобальных коммуникаций: ответственность индивидуального и коллективного субъекта. Проблема нормативного регулирования в пространстве глобальных коммуникаций: этико-правовые механизмы и профессиональная этика. Долгосрочность и краткосрочность выбираемых вариантов развития глобального коммуникативного пространства и жизнеспособность тактик и стратегий его построения. Место «этической модели» глобального коммуникативного пространства среди возможных сценариев и моделей построения глобального коммуникативного пространства.
2 ч. ауд. (лекц.), 2 ч. самост. раб.
Задания для самостоятельной работы: изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
VII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины:
VIII. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
А. Образовательные технологии. Освоение теоретического знания и практических навыков должно осуществляться в трех дидактических формах:
Лекции: Помимо традиционной учебной лекции, большое место в педагогической практике должны занять проблемные и установочные лекции. Материалы к лекционному курсу размещаются в Интернете, либо распространяются среди слушателей курса посредством рассылки по электронной почте.
Семинары: Не предусмотрены.
Самостоятельная работа студентов: От студентов требуется изучение рекомендуемых текстов, подготовка и написание контрольных работ, осмысление вопросов изученной темы, подготовка докладов и рефератов.
Б. Научно-исследовательские технологии:
- семинар с докладом и последующим его обсуждением;
- чтение текстов первоисточников.
В. Научно-производственные технологии:
Не используются.
IX. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов:
Промежуточные проверки успеваемости только в форме тестирования проводить не рекомендуется. Контрольная работа, предполагающая краткие ответы:
• Взаимодействие этики и права в Интернете.
• Проблематика этики глобального коммуникативного пространства.
• Понятие системы этического регулирования в профессиональной деятельности.
• Ценности в этосе: взаимодействие различных детерминант.
• Какие основные подходы для построения этики глобального коммуникативного пространства существуют?
• Особенности понимания ответственности в пространстве глобального социума.
• Возможности этики дискурса в качестве философского основания этики глобального коммуникативного пространства.
• Возможности этики космизма для создания планетарной этики.
• Ценности глобального социума: перспективы и тенденции.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации:
• Философские источники этики глобального коммуникативного пространства.
• Социокультурные факторы формирования этики глобального коммуникативного пространства.
• Глобализация, глокализация и мультикультурализм как условия перспективного развития этики глобального коммуникативного пространства.
• Междисциплинарный характер этических исследований в области глобального коммуникативного пространства.
• Проблема общезначимости моральной нормативности в пространстве глобального социума.
• «Общие» и «частные», «найденные» и «созданные» ценности в пространстве глобальной коммуникации.
• Соотношение понятий моральная оценка, ценность и моральная норма в аспекте глобального социума: специфика создания и содержания.
• Нормативное регулирование в Интернет-пространстве.
• Компьютерная этика: история и тенденции создания.
• Специфика информационной этики.
• Глобальный этос: понятие и ценностное содержание.
• Глобальная этика и глобальный этос: ценностное наполнение и особенности функционирования ценностей.
• Природа ценностных конфликтов в пространстве глобальной коммуникации.
• Сценарии разрешения ценностных конфликтов.
• Модели принятия этических решений.
• Метод разрешения конфликтов посредством составления ценностных карт П.Таггарда.
• Моральная ответственность субъекта в пространстве глобальной коммуникации.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
• Философские источники этики глобального коммуникативного пространства.
• Социокультурные факторы формирования этики глобального коммуникативного пространства.
• Глобализация, глокализация и мультикультурализм как условия перспективного развития этики глобального коммуникативного пространства.
• Междисциплинарный характер этических исследований в области глобального коммуникативного пространства.
• Проблема общезначимости моральной нормативности в пространстве глобального социума.
• «Общие» и «частные», «найденные» и «созданные» ценности в пространстве глобальной коммуникации.
• Соотношение понятий моральная оценка, ценность и моральная норма в аспекте глобального социума: специфика создания и содержания.
• Нормативное регулирование в Интернет-пространстве.
• Компьютерная этика: история и тенденции создания.
• Специфика информационной этики.
• Глобальный этос: понятие и ценностное содержание.
• Глобальная этика и глобальный этос: ценностное наполнение и особенности функционирования ценностей.
• Природа ценностных конфликтов в пространстве глобальной коммуникации.
• Сценарии разрешения ценностных конфликтов.
• Модели принятия этических решений.
• Метод разрешения конфликтов посредством составления ценностных карт П.Таггарда.
• Моральная ответственность субъекта в пространстве глобальной коммуникации.
Примерная тематика рефератов
• Объект и предмет этики глобального коммуникативного пространства: проблема исследовательского поля.
• Взаимодействие этики и права в Интернете.
• Компьютерная этика: история, этапы, особенности.
• Проблематика этики глобального коммуникативного пространства.
• Понятие системы этического регулирования в профессиональной деятельности.
• Ценности в этосе: взаимодействие различных детерминант.
• Какие основные подходы для построения этики глобального коммуникативного пространства существуют?
• Особенности понимания ответственности в пространстве глобального социума.
• Возможности этики дискурса в качестве философского основания этики глобального коммуникативного пространства.
• Возможности этики космизма для создания планетарной этики.
• Ценности глобального социума: перспективы и тенденции.
• Есть ли будущее у глобальной этики?
• Тенденции развития глобального этоса.
X. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
Обязательная литература
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев.- М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци, И. Борисова; пер. с англ. / под ред. В.А. Лекторского. М.: Моск. филос. фонд, 1998. -344 с.
3. Алексеева И.Ю. Что такое компьютерная этика? / И.Ю. Алексеева, E.H. Шклярик // Вопросы философии. 2007. - № 9. - С. 60-72.
4. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику / Р.Г. Апресян // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова.- Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160-181.
5. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М.: ИФРАН, 1995. - 353 с.
6. Бакштановский В.И. Моральный феномен: от элементарного нравственного порядка к сложной нормативно-ценностной системе / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Этическая мысль. Вып. 8 / отв. ред. A.A. Гуссейнов.- М.: ИФ РАН, 2008. С. 21-41.
7. Бакштановский В.И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Вопросы философии.- 2007. № 9. - С. 39-49.
8. Бакштановский В.И. Социология морали: нормативно ценностные системы / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Социологические исследования. 2003. - № 5. - С. 8-20.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. / ред. и вступ. ст. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-956 с.
10. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.
11. Бехманн Г. Общество знания краткий обзор теоретических поисков / Г. Бехманн // Вопросы Философии. - 2010. - № 2. - С.113-127.
12. Ван Дюн Дж. Роль человеческого фактора в совершении преступлений в сфере компьютеров / Дж. Ван Дюн // Компьютеризация общества и человеческий фактор. М., 1988. - С. 202-218.
13. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям / Дж. Вейценбаум. М.: Радио и связь, 1982.-368 с.
14. Влияние Интернета на сознание и структуру знания / отв. ред. В.М. Розин. М.: ИФРАН, 2004. - 239 с.
15. Войскунский А.Е. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы / А.Е. Войскунский, O.A. Дорохова // Вопросы философии. 2010. - № 5. - С. 69-84.
16. Галинская И.Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэ-тика / И.Л. Галинская // Россия и современный мир. 2001. - № 2. - С. 75-89.
17. Галинская И.Л. Этико-правовое пространство информационно-компьютерных технологий / И.Л. Галинская, А.И. Панченко // Новые инфоком-муникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании. -М.: Логос, 2003.-С. 112-132.
18. Горный Е. Интернет как нравственная проблема Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/news/drevnosti/news9-l.htm.
19. Горохова A.B. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе / A.B. Горохова // Вопросы философии.- 2009. № 12. - С. 43-56.
20. Горюнова О.Н. От текста к медиа. Дискурсивные особенности Internet / О.Н. Горюнова // Взгляд с Востока. М.: MediaArtLab, 2000. - С. 99-107.
21. Гусейнов A.A. Глобальный этос как проблема / A.A. Гусейнов // Этос глобального мира / сост. В.И. Толстых. М.: Восточные литературы, 1999. - С. 14-29.
22. Гусейнов A.A. Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) / A.A. Гусейнов // Наука и религия. Междисциплинарный и кросскультурный подход: научные труды. — М.: Канон+, 2006. — С. 26-42.
23. Гусейнов A.A. Размышления о прикладной этике / A.A. Гусейнов // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. - С. 148-159.
24. Гусейнов A.A. Этика и мораль в современном мире / A.A. Гусейнов // Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009.-С. 5-18.
25. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль //Вопросы философии. 1986. — № 3. — С. 101-116.
26. Еляков А.Д. Современное информационное общество: филос.-социол. анализ: монография / А.Д. Еляков. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2007. 204 с.
27. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек; пер. с англ. B. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.
28. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества / Д.В. Иванов // Социологические исследования. 1999. - № 1- С. 32-40.
29. Интернет Культура - Этика: материалы VIII Энгельмейеровских чтений (октябрь - ноябрь 2005) / под ред. Н.Г. Багдасарьяна, B.JI. Силаева. -М.: Центр информационной технологии в природопользовании, 2006. - 258 с. Информационное общество: сборник — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 507 с.
30. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») И Вопросы философии. 2010. - № 2. - С. 84-113.
31. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. / под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
32. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества / К.К. Колин. М.: Союз, 1995. - 71 с.
33. Коновалова Л.В. Новые нравственные проблемы / Л.В. Коновалова // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. -С. 200-223.
34. Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2010 - № 8. - С. 30-35.
35. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество / Н. Луман // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. -М.: Интеллект, 1998. — 107 с.
36. Макинтайр А. После добродетели / А. Макинтайр. М.: Академический проспект, 2000. - 384 с.
37. Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. - 464 с.
38. Малькова Е.Ю. Этические проблемы виртуальной коммуникации / Е.Ю. Малькова. СПб., 2004. - 156 с.
39. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания / А.Н. Медушевский // Вопросы Философии. 2009 - № 10. - С. 70-93.
40. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. А.Н. Кулика. М.: Логос, 2003. - 423 с.
41. Прохоров A.B. Культура грядущего тысячелетия / A.B. Прохоров, К.Э. Разлогов, В.Д. Рузин // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 71-74.
42. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л.Д. Рейман // Вопросы философии. — 2001. №3. - С. 3-9.
43. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. -М.: ACT, 2010.-592 с.
44. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. - 379 с.
45. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г. Хакен. -М.: Изд-во Per Se, 2001.-353 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://filosof.historic.ru
http://lib.socio.msu.ru/l/library
http://terrareligiosa.jimdo.com
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.vostlit.info
www.gumer.info
www.koob.ru
XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
При реализации преподавания дисциплины предусмотрено наличие материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
• компьютерный класс;
• доступный для студента выход в Интернет.
Автор-составитель: к.филос.н., н.с. Авдеева И.А.