Описание:1. Цели и задачи учебной дисциплины «Психология журналистики».
Целью учебной дисциплины «Психология журналистики» является формирование у студентов:
- знаний психологических основ журналисткой деятельности;
- понимания закономерностей влияния СМИ на сознание, эмоциональное состояние и поведение людей.
Задачи учебной дисциплины:
1) формирование знаний о психологическом содержании профессиональной деятельности журналиста;
2) преодоление дефицита информации по психологическим основам журналистской деятельности;
3) усвоение базовых понятий психологии журналистики, принципов и методов психологического влияния журналиста на сознание масс.
2. Место дисциплины в структуре ООП
В основу курса положены современные общие представления о психологических механизмах массовой коммуникации, творчества журналиста, учтены зарубежные и российские достижения в области теории и практики.
Учебная дисциплина «Психология журналистики» относится к профессиональному циклу базовой части ОПП бакалавров по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика». Дисциплина «Психология журналистики» базируется на знаниях по ранее изученным дисциплинам: «Философия», «Социология», Логика», «Культурология», «Конфликтология», «Психология».
В дальнейшем знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Психология журналистики», являются основой для освоения следующих профессиональных и специальных дисциплин: «Основы рекламы и паблик рилейшенз», «Профессиональная этика журналиста», «Риторика», «Основы журналистской деятельности».
Курс «Психология журналистики» имеет прикладную направленность. Он нацелен на формирование у студентов совокупности специальных знаний и навыков, развитие личностных качеств, обеспечивающих успешность деятельности в качестве военного журналиста. Основное внимание в ходе изучения данной учебной дисциплины уделяется проблеме эффективности деятельности СМИ. Вместе с тем, курс несет и «личност¬но-развивающую нагрузку», способствует нравственно-профессиональному самоопределению специалистов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных (ОК):
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
общепрофессиональных (ОПК):
- способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);
- способность применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональной деятельности (ОПК-21);
профессиональных (ПК)
- способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
• психологические закономерности формирования общественного мнения;
• основные психологические закономерности социальной перцепции и влияния;
• теоретические основы психологии журналистики, и основные научные проблемы;
• основные психологические теории массовой коммуникации;
• психологические особенности деятельности журналиста.
• психологические факторы эффективности журналистской деятельности;
• социально-психологические условия совершенствования профессиональной деятельности: развитие индивидуальных творческих способностей и потенциала журналистских коллективов, совершенствование эффективности социального взаимодействия с читателями, коллегами, обществом и государством.
Уметь:
• определять социально- психологический профиль аудитории;
• проводить социально-психологический анализ результативности профессиональной деятельности.
Владеть:
• опытом организации эффективного профессионального общения;
• методами анализа социально-психологических особенностей аудитории.