Описание:Курс для студентов I курса программ подготовки специалистов по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом», I курса программ подготовки бакалавров по направлению 080500.62 "Менеджмент"
Основная цель изучения дисциплины – дать студентам основополагающие представления об организации как сложной системе в статике и динамике, а также как субъекте совместной деятельности людей, объекте управления.
Задачи изучения дисциплины состоят в формировании у студентов необходимых знаний по следующим вопросам: 1) принципы построения и функционирования организаций; 2) характеристики организаций; 3) формы существования и модели организаций; 4) факторы, влияющие на состояние и развитие организаций; 5) строение и структура организаций; 6) организационная культура; 7) процессы развития, адаптации и организационных изменений.
Дисциплина «Теория организации» дает представление об организации как о сложной открытой системе, ее основных внутренних переменных, а также о характеристиках окружающей среды, влияющих на успех функционирования организации. В ней рассматриваются основные определения организаций, законы и принципы формирования организации, успешного функционирования и развития организации, элементы организационной культуры, приводятся их характеристики. Данная дисциплина предполагает также изучение отечественного и зарубежного опыта построения организационных систем.
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков и обеспечения функционирования организацией разных типов в современных рыночных условиях.
Организация выступает объектом управления, обусловливающим его существование. Трудно переоценить необходимость знания объекта управления для специалистов в области менеджмента и экономики, управления персоналом, государственного и муниципального управления.
Теория организации входит в блок общепрофессиональных дисциплин менеджмента.
Задачи изучения дисциплины
Изучение дисциплины позволяет понять основные определения категорий организации, характеристики ее основных переменных как частей целостной системы, их роли в обеспечении эффективного функционирования организации в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальностям.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- научить будущих специалистов пониманию сути определения организации как объекта управления, представляющего открытую систему, состоящую из многочисленных взаимосвязанных, тесно переплетающихся с внешней средой частей, ее целей, законов и принципов рационального проектирования и обеспечения успеха организации, функций и особенностей жизнедеятельности организаций и организаторской деятельности;
- дать представление об организации как хозяйствующем субъекте, определить признаки организации как юридического лица, помочь освоить организационно-правовые формы, выделить основные черты хозяйственной деятельности в условиях предпринимательства;
- обучить анализировать всю сложную совокупность факторов внутренней и внешней среды и их влияние на эффективность деятельности организации; основам планирования и реализации мероприятий по организационным преобразованиям
- использовать знания в области организации применительно к практической деятельности.
Связь с другими дисциплинами
Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных курсов дисциплин. Информационно-методологическая основа курса закладывается в основном при изучении экономической теории, социологии, философии, которые формируют у студентов понимание базисных понятий и категорий, важных для успешного основания организационной теории: общество, социальная группа, культура, макро- и микроэкономическое окружение, система и др., а также ряд учебно-интеллектуальных навыков, связанных с анализом социальных и экономических объектов и явлений. Для других управленческих курсов – менеджмента, маркетинга, организационного поведения, стратегического менеджмента, исследования систем управления, принятия управленческих решений, управления персоналом теория организации создает информационно-теоретическую основу, помогая боле успешно освоить методологические и технологические аспекты процесса управления организациями, как в целом, так и в отдельных его сферах.
Знания и навыки после изучения дисциплины
После изучения курса студенты должны:
- иметь представления о сущности, происхождении и функциях организаций, их месте в современной рыночной экономике и социально-экономической системе;
- иметь представления о методологических основах современной теории организации;
- знать современные теории организации и характеризовать возможные тенденции развития организаций и организационной науки;
- знать принципы построения, внешние и внутренние условия функционирования современных организаций;
- знать, какими признаками и характеристиками обладают организации, чем они отличаются от других человеческих сообществ;
- уметь определять на реальных образцах проявления организационных характеристик, а также действие факторов внутренней и внешней среды организации;
- уметь сравнивать и классифицировать организации по наиболее распространенным основаниям;
- сравнивать различные типы организационных структур, определять сферы их применения и эффективность;
- представлять себе, что такое современная организационная культура, каковы ее функции и содержание;
- уметь распознавать различные факторы, определяющие формирование и развитие организационной культуры;
- оценивать процессы организационных изменений, применять способы оценки эффективности организаций.
В курсе используются следующие формы занятий:
лекции (2 часа в неделю);
семинарские (практические) занятия (1 час в неделю)
Цель проведения практических занятий – закрепление студентами знаний, полученных на лекциях и самостоятельно, обучение умению увязать теоретический материал с практической деятельностью конкретных организаций. На практических занятиях максимально обеспечивается самостоятельность студентов, проявление их инициативы в повышении усвоения предмета изучения, создаются условия для привития навыков научного исследования, умения анализировать, обобщать и оценивать имеющийся материал. Практические занятия проводятся как в виде коллоквиумов по обсуждению докладов, так и с использованием метода разбора кейсов, деловых игр, в рамках семинарского занятия проводится промежуточное тестирование.
Принципы оценки работы студентов
Оценка включает три компонента: оценку работы на семинарах, результат письменного итогового теста и устный экзаменационный ответ (билет включает два вопроса).
Письменный тест включает как вопросы множественного выбора, так и открытые вопросы, составляется в соответствии с программой курса. Итоговый устный экзамен дает 25% заключительной интегральной оценки, итоговый письменный тест - 25%, до 50% дается за выполнение домашних заданий и работу на семинарских занятиях (возможный вариант распределения: 10 - за доклады, 10 - за работу по разбору кейсов, 10 баллов-промежуточный тест, 8 эссе, 12 – выполнение группового задания).