Описание:Культура и искусство в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Художественно-эстетическая и экономическая ценность искусства. Искусство как специфический товар/услуга. Искусство - предмет символического обмена. Искусство - «наиболее древняя» и «наиболее буквальная форма частного предпринимательства» (И. Бродский). "У свободного рынка нет идеологической задачи убить Моцарта" (Э. Неизвестный). Неоднозначность позиций в отношении процесса коммерциализации социокультурной сферы в России. Противоречивость организационно-управленческих процессов в области. Проблема двоевластии в творческих коллективах. Искусство – специфическая форма профессиональной деятельности. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" (А. С. Пушкин). Соотношение коммерческого и некоммерческого в культуре и искусстве. Предпринимательство как способ поддержки некоммерческого сектора в культуре и искусстве.
2. Основные проблемы в современной российской культуре: концептуальный пласт, принципы финансирования, законодательной база и кадровый вопрос.
3. Культура и бизнес: общее и особенное, пути взаимодействия. Бизнес - прагматичен, рационален, материально ориентирован, прибылен. Культура – прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, затратна, направлена на удовлетворение духовных потребностей..
Бизнес - культуре: модели и технологии управления. Определяющая роль менеджмента, маркетинга, ПР и рекламы в развитии культуры в условиях рынка. Артдилер, артменеджер, продюсер, импресарио - коммерсанты от искусства: "Искусство превращается в крупный бизнес… Звон долларов - не лучший аккомпанемент для бессмертных творений гения. Но, как видно, другого механизма развития искусства в свободном мире не существует" (Э.Неизвестный). Ассимиляции различных модификаций управленческих технологий в сфере культуры и искусства. Изменение организационных структур и аудит приоритетов. Адаптация коммуникационных технологий управления и продвижения в сфере культуры и искусства. «Болезнь издержек» - закон У. Боуэна и У. Баумоля. Проблема многоканального финансирования учреждений, организаций и проектов культуры и искусства. Спонсорство как коммерческая деятельность по продвижению товаров и услуг, технология «захвата» рынка. Спонсорство в развитых странах - коммерческая деятельность, не подлежащая налогообложению. Корпоративная филантропия – технология улучшение имиджа и репутации. Спонсорство как инвестиция в будущее компаний в отличие от вложений в прямую рекламу.
Культура - бизнесу: иной стиль и образ жизни, неординарность и креативность мышления, нестандартность решений, возвышение имиджа и укрепление репутации, способность облагораживать непривлекательные, но продуктивные сферы бизнеса. Технология фандрейзинга. Спонсорский пакет. Соотношение спонсорства, благотворительности и меценатства. «Давать деньги - дело нетрудное и по силам каждому. Но решить: кому их дать и сколько, и когда, и на какие цели, и как – задача нелегкая и не каждому по плечу». (Аристотель). Положительный опыт западных стран – США, Великобритании, Франции, Австрии, Италии. Позиция западного бизнеса: «Поддерживая искусство, Вы помогаете своему бизнесу». Вопросы социальной ответственности бизнеса и развитие социокультурных проектов. Отчеты крупных корпораций по социальной ответственности. Механизм реализации инвестиций в культуру через собственные или коалиционные фонды. Фандрейзинг в России. Фандрейзер – специфическая профессия. Востребованность фандрейзеров в мире и особенно в России.