Описание:Само понятие «иудаизм» (ἰουδαϊσμός) возникло во II в. до н.э. как оппозиция понятию «эллинизм» (ἑλληνισμός) в рамках литературы маккавейского цикла, достигшей значительного изящества и выразительности на греческом языке. Перед евреями, как народом, включенным в цивилизацию глобального типа, стояла задача определиться с ценностью своего собственного культурного содержания, всецело заданного религией. Спектр возможных решений был широким: от полной эллинизации до крайней и враждебной замкнутости, а выбор осознавался как нравственный и нередко связанный с готовностью жертвовать жизнью. Философия, будучи основой образования и в то же время единственной областью, где могла развернуться монотеистическая мысль в пределах эллинистического речевого консенсуса, стала той средой, в которой библейская вера начала взаимодействовать со стремящимся к общезначимости своих результатов мышлением античного мира. Результаты этого взаимодействия, выраженные в конкретных памятниках эпохи, важны как для понимания драматических процессов национального самоопределения вообще, так и для реконструкции той среды, в которую вошло христианство со своей проповедью завершающего этапа всемирного Божественного откровения.