Описание:Курс "Дидактика биологического образования в цифровой информационной среде" предназначен для студентов, преподавателей и научных сотрудников, адаптирующих свою деятельность к государственной программе цифровизации отечественной экономики. Специфика преподавания биологических наук обусловлена необходимостью использования многочисленных мультимедийных материалов (изображения, анимация, аудио, видео, поясняющий текст), сложной структурой смысловых связей элементов специальной и междисциплинарной тематики, а также сочетанием аудиторных, практических и выездных занятий.
Курс "Дидактика биологического образования в цифровой информационной среде" состоит из 6 теоретических модулей и блока специализированных кейсов.
Модуль «Принципы и функции дидактики» посвящён проблеме модернизации 12 базовых принципов классической дидактики в условиях формирования глобального информационного общества. Рассмотрена специфика дидактического инструментария и методических приёмов его использования в различные периоды эволюции информационных технологий. Особое внимание уделено взаимной адаптации основных дидактических функций (преподнесение, повторение, закрепление, систематизация, обобщение и контроль) и современного информационного инструментария.
Модуль «Законы человеческого восприятия информации и формирования знаний» предназначен для формирования представлений о способах варьирования эффективности работы с мультимедийной информацией, обусловленных физиологической природой человека. Особое внимание уделяется вопросам конгнитивной перегрузки и способам ее преодоления.
Модуль «Циклы поколений и специфика обучения их представителей» акцентирует внимание на особенностях формирования свойств представителей человеческих поколений в зависимости от современного информационного инструментария. Предложены способы варьирования информационной среды в соответствии с фенотипической спецификой человеческих поколений.
Модуль «Организация и эффективное использование информационной среды» позволяет сформировать представление о типологии аппаратных и программных свойств современной информационной среды (корпоративные, общественные, подписные и личные компоненты в локальном и облачном размещении), её характерных процессах и способах их контроля. Предложены способы увеличения эффективности администрирования распределённой информационной среды посредством использования ассоциативных карт с интегрированными матрицами SWOT-анализа, Эйзенхауэра и доступности ресурсов (интернет-сервисы и локальные компоненты в сочетании со специфическим программно-аппаратным обеспечением). Рассмотрены аспекты обеспечения безопасности информационных ресурсов и связанных с ними персональных данных в свете международных и отечественных законов (GDPR и 152-ФЗ).
Модуль «Создание и использование медиаресурсов» специализирован на практических рекомендациях по созданию различных форм информационных ресурсов и оптимизации их использования в полиморфных аппаратно-программных информационных средах. Рассмотрены перспективные варианты технологической эволюции информационной среды и её дидактически целенапревленного использования.
Модуль «Компетентностная и уровневая организация обучения» посвящен вопросам оптимизации использования информационного инструментария для формирования компетенций, компетентности и личностных качеств учащихся на фоне перманентной модернизации образовательных стандартов.
Заключительная часть курса "Дидактика биологического образования в цифровой информационной среде" содержит специализированные кейсы по созданию и использованию:
научных и образовательных медиаресурсов в условиях аудиторных и полевых занятий,
сетевых учебных пособий, в том числе по адаптивному стандарту BYOD;
виртуальных лабораторий, интерактивных задач и игр по генетике;
сетевых интерактивных видеоресурсов с лекциями и практикумами;
представительских и образовательных видеоканалов;
специализированных просветительских страниц и групп в социальных сетях и образовательных сайтах.
Курс "Дидактика биологического образования в цифровой информационной среде" создан научным руководителем Лаборатории мультимедийных технологий Биофака МГУ к.б.н. Ф.О.Каспаринским на основе релевантных модулей курсов «Медиаресурсы в образовательном процессе: от создания до распространения» (повышение квалификации преподавателей на Биологическом факультете МГУ, 2008) и «Мультимедийные образовательные технологии» (факультет Педагогического образования МГУ, 2011-2013 гг.), а также 50 авторских публикаций с 2001 по 2018 год:
Каспаринский Ф.О. (2001) Использование MPEG-4 видео в учебном процессе // Труды общеуниверситетской конференции "Научно-образовательные ресурсы МГУ в Интернет". (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 27 - 28 ноября 2001 года). [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://agora.guru.ru/msu2001/files/019_FOK2001f.doc
Каспаринский Ф.О., Маланьина Т.В. (2004) Видеолекции как информационный ресурс для дистанционного образования // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва (2004 г.). M.: Изд-во РИЦ МГИУ, стр. 173 – 176.
Каспаринский Ф.О. (2005) Аудиовизуальные материалы как информационный образовательный ресурс // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр. 478-488.
Белякова Г.А., Каспаринский Ф.О., Мурашёв В.В., Полянская Е.И. (2007) Опыт создания и применения новых образовательных программ для дистанционного образования на Биологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова // В кн: "Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2007)" / Материалы IX Международной научно-практической конференции. Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". - М.: МГИУ, 2007, стр. 42-46
Каспаринский Ф.О. (2007) Мультимедийные интерактивные ресурсы в образовательном процессе: реалии и перспективы развития // В кн.: Биологическое образование и общество знаний: Материалы Всероссийской конференции, Брянск, Брянский государственный университет им. Г.И. Петровского, 22-24 ноября 2006 года. – М: МАКС Пресс, 2007 г., стр. 166-182
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2008) Критерии качества образовательных аудиовизуальных ресурсов в период перехода от DVD к HD и Сети // В кн: "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2008)" / Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Межвузовский сборник научных трудов. Материалы X Международной научно-практической конференции 5 декабря 2008 г. - М.: МГИУ, 2008, стр.124-128
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2009) Мультимедийные наглядные пособия и видеолекции– эффективные инструменты распространения биологических знаний. // В кн.: "Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции: Всероссийская научная конференция памяти проф. М.В.Гусева. Москва. МГУ имени М.В.Ломоносова. Биологический факультет. 2-4 февраля 2009 г. Материалы конф."/Ред. совет: Лобакова Е.С. и др. - М.: МАКС Пресс, 2009, стр.136-140
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2010) Программы интеллектуального картирования как инструмент научной работы.// Научный сервис в сети Интернет: суперкомпьютерные центры и задачи: Труды Международной суперкомпьютерной конференции (20-25 сентября 2010 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, стр. 521-524.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2010) Утилитарность как движущая сила эволюции средств видеометода обучения // В кн: Межвузовский сборник научных трудов "Открытое дистанционное образование: актуальные проблемы становления и развития" по итогам международных научно-практических конференций "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения". – М: МГИУ, стр.57-69.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2010) Основные принципы контент-ориентированной реорганизации дизайна интернет-сайтов, предназначенных для мобильного дистанционного
образования // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2010). Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Материалы XII
Международной научно-практической конференции 2 декабря 2010 г.". М.: МГИУ, стр. 139-144.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Дизайн образовательных сайтов в период становления мобильного Интернета// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, С. 123-136
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Специфика использования Интернет-ресурсов и электронных изданий в качестве средств видеометода обучения// Сборник трудов Всероссийского съезда учителей биологии (28-30 июня 2011г., Москва, МГУ). М.: МАКС-Пресс, 2011. С. 130-132
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Обзорно-указательная система навигации образовательных ресурсов в сети Интернет// Научный сервис в сети Интернет: экзафлопсное будущее: Труды Международной суперкомпьютерной конференции (19-24 сентября 2011 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2011, стр. 463-466.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2011) Адаптация образовательных ресурсов к дидактическим функциям посредством регулирования доступности информации// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2011). Тематическое приложение к журналу "Открытое образование". Материалы XIII Международной научно-практической конференции 9 декабря 2011 г.". М.: МГИУ, С. 110-113
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2012) Дидактически целенаправленное использование информационного инструментария// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 74-85
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2012) Организация структурированных образовательных видеотек под управлением CMS 1C-Bitrix// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2012). Материалы XIV Международной научно-практической конференции 7 декабря 2012 г.". М.: МГИУ, 71-74
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Видеолекция как жанр // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ - 2013). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 2013, стр. 80-92
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Интернет-публикация учебно-методической литературы в форме динамических информационных блоков // Научный сервис в сети Интернет: все грани параллелизма : Труды Международной суперкомпьютерной конференции (23-28 сентября 2013 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2013, стр. 504-507
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Создание систем дистанционного образования в компетентностном формате // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2013). Материалы XV Международной научно-практической конференции 6 декабря 2013 г.". М.: МГИУ, стр. 74-78.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Прогноз проблем дидактики на основе взаимосвязи экономических волн Кондратьева и смены поколений // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2013). Материалы XV Международной научно-практической конференции 6 декабря 2013 г.". М.: МГИУ, стр. 78-82.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2013) Наглядные материалы в практике преподавания биологии // Материалы Третьей научно-методической конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование» (16.11.2013, Москва, МГУ) М.: МАКС-Пресс, С.107-108
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Адаптация ресурсов дистанционного обучения к компетентностному формату // Открытое образование. Научно-практический журнал. М: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ISSN: 1818-4243. - 2014. - №4. - С. 11-19.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Инфоцентризм как дидактическая стратегия // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. Научно-практический журнал. М.: МИМ ЛИНК, 2014, №5, стр. 65-73.
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Профессиональные интернет-видеолекции // Научный сервис в сети Интернет: многообразие суперкомпьютерных миров.Труды Международной суперкомпьютерной конференции (22-27 сентября 2014 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2014, с.432-435
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2014) Аудиовизуальные ресурсы для мобильного дистанционного обучения // Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2014). Материалы Всероссийской конференции. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК. с. 46-49
Каспаринский Ф.О. (2015) Использование программ ассоциативного картирования для управления распределенными информационными ресурсами // Научный сервис в сети Интернет: труды XVII Всероссийской научной конференции (21-26 сентября 2015 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им.М.В.Келдыша, 2015. — С.127-134
Каспаринский Ф.О. (2015) Кросспостинг в авторском информационном континууме. //Научный сервис в сети Интернет: труды XVII Всероссийской научной конференции (21-26 сентября 2015 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им.М.В.Келдыша, 2015. С.135-140
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2015) Интернет-представительство научно-образовательных организаций и проектов на специализированных сайтах и в социальных сетях: SWOT-анализ. // Научный сервис в сети Интернет: труды XVII Всероссийской научной конференции (21-26 сентября 2015 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им.М.В.Келдыша, 2015. С. 150-158
Каспаринский Ф.О. (2015) Контролируемый доступ к сетевым аудиовизуальным ресурсам в системе дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2015). Материалы Международной научно-практической конференции 11 декабря 2015 г. М.: МГИУ, стр.
Каспаринский Ф.О. Организация многоуровневого пользовательского доступа к сетевым сервисам и медиаресурсам // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 182-187. — doi:10.20948/abrau-2016-14
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. (2016) Организация high-touch формы дистанционного обучения посредством Skype-видеоконференций // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2015). Материалы Международной конференции 11 декабря 2015 г. г. Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016, с.42-45
Каспаринский Ф.О. Адаптивный дизайн сайтов — новый стандарт для интернет-представительств научных организаций и проектов // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 152-161. — doi:10.20948/abrau-2016-11
Каспаринский Ф.О. Инфоконтинуум как сервис для междисциплинарной системной интеграции профессиональных интернет-представительств // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 162-169. — doi:10.20948/abrau-2016-12
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Оптимизация распределения данных, информации и медиаресурсов между локальными и облачными хранилищами // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 170-181. — doi:10.20948/abrau-2016-13
Каспаринский Ф.О. Организация многоуровневого пользовательского доступа к сетевым сервисам и медиаресурсам // Научный сервис в сети Интернет: труды XVIII Всероссийской научной конференции (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2016. — С. 182-187. — doi:10.20948/abrau-2016-14
Каспаринский Ф.О. (2017) Использование динамических ассоциативных карт TheBrain для дистанционного обучения // Качество дистанционного образования, новые технологии управления бизнесом: концепции, проблемы, решения (DЕQ-2016). Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции 14 декабря 2016 г. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2017. — С. 32-35.
Каспаринский Ф.О. Интернет-сервис как зависимость // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 170-182. — doi:10.20948/abrau-2017-24
Каспаринский Ф.О. Образовательные функции сети Интернет // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 183-193. — doi:10.20948/abrau-2017-25
Каспаринский Ф.О. Интеграция матриц интернет-функционала, Эйзенхауэра и SWOT-анализа в ассоциативную карту для управления проектной деятельностью // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 194-206. — doi:10.20948/abrau-2017-26
Каспаринский Ф.О. Представление наглядных материалов учащимся поколения Сети посредством динамических ассоциативных карт // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 207-217. — doi:10.20948/abrau-2017-27
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Вариативность инструментов публикации медиаресурсов в социальных сетях // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 218-226. — doi:10.20948/abrau-2017-28
Каспаринский Ф.О. Использование трекера активности Microsoft Band и его интернет-сервиса для мониторинга сбора первичных данных в условиях полевых исследований // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 227-234. — doi:10.20948/abrau-2017-29
Каспаринский Ф.О. Адаптация интернет-сайтов к работе в безопасном режиме информационного обмена (HTTPS) // Научный сервис в сети Интернет: труды XIX Всероссийской научной конференции (18-23 сентября 2017 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2017. — С. 235-242. — doi:10.20948/abrau-2017-30
Каспаринский Ф.О. Публикация интернет-ресурсов дистанционного обучения в соответствии со стандартом BYOD // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. —Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. — С.89-94
Каспаринский Ф.О. Универсальная адаптация онлайн-учебников к разнообразным пользовательским устройствам // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. — Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. — С. 94-98
Каспаринский Ф.О. Структурно-функциональные аналогии интернет-сайтов и биологических систем // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — С. 243-254. — URL: http://keldysh.ru/abrau/2018/theses/37.pdf doi:10.20948/abrau-2018-37
Каспаринский Ф.О. Интернет-публикация научно-образовательных медиаресурсов в форме интерактивных каталогов знаний // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — С. 255-264. — URL: http://keldysh.ru/abrau/2018/theses/38.pdf doi:10.20948/abrau-2018-38
Каспаринский Ф.О. Оптимизация структур динамических ассоциативных карт TheBrain 9 для интернет-публикаций по стандарту BYOD // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — в печати
Администрирование информационной среды посредством ассоциативной карты TheBrain 9 // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — С. 275-283. — URL: http://keldysh.ru/abrau/2018/theses/40.pdf doi:10.20948/abrau-2018-40
Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Информационно-навигационный сервис сетевых аудиовизуальных ресурсов // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17-22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018. — в печати
Продолжительность курса 72 часа. Структура и содержание курса "Дидактика биологического образования в цифровой информационной среде" позволяют освоить его материалы в асинхронном режиме дистанционного обучения. Тексты курса иллюстрируют включённые и связанные внешние медиаресурсы. Каждый модуль курса содержит набор вопросов для самоподготовки и контрольные тесты. Доступ к материалам курса предоставляется на сайтах biocenter.pro и didact.pro по запросу, адресованному автору курса.
Курс рекомендован для повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников, использующих цифровые информационные ресурсы в процессе преподавания и трансляции опыта практической работы.