Описание:Цель данной дисциплины:
приобретение обучаемыми определенных ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения итальянского языка, развитие их познавательных интересов и творческих интересов при изучении итальянского языка в контексте итальянской и мировой истории и культуры, а также формирование исследователя, ориентированного на изучение взаимодействия фактов языка и культуры в аспекте межкультурной коммуникации. В итоге, у обучающихся должно сформироваться антропоцентрически ориентированное представление о языке как основной части культуры, как способе передачи социокультурной информации и формирования национальных картин мира.
Настоящий годовой курс рассчитан на студентов, уже владеющих основами грамматики итальянского языка. Курс предполагает активное владение базисной грамматикой и лексическим материалом и направлен на дальнейшее развитие навыков, устной и письменной речи.
Задачи дисциплины:
• рассмотрение основных моделей репрезентации культуры в языке: лингвоментальная (концепт, картина мира), коммуникативная (языковая личность, дискурс);
• изучение и апробация приемов лингвокультурологического анализа языкового, текстового и фактологического полевого материала, включающего широкие экстралингвистические знания о мире;
• формирование у обучающихся лингвокультурной компетенции, включающей адекватное понимание культурного контекста изучаемого языка
Содержание дисциплины по разделам и темам:
Тема 1. Проблема взаимоотношения языка, культуры и этноса в историческом аспекте. Концепция языка как реальности культуры, фиксированного взгляда культуры мироздание (В. фон Гумбольдт). Язык как фактор формирования культурного кода в концепции К. Леви-Стросса, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни. Теория лингвистической относительности Сепира–Уорфа. Антропоцентризм лингвистической концепции Э. Бенвениста, языковые формы выражения «субъективности». Современные лингвокультурологические направления в языкознании (Ю. С. Степанов, Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия, В. В. Воробьев и др.).
Тема 2. Языковая картина мира: аксиологические модели в языке,
тексте, материальном объекте, обряде и религиозном комплексе
Картина мира как отражение особенностей миропонимания носителей языка. Аксиологичность как основное свойство картины мира; проблема языковедческой интерпретации ценностного компонента национальных картин мира. Языковая картина мира: предмет и методы исследования. Языковая и речевая картина мира. Предмет и методы исследования речевой картины мира. Проблема целостности дискурсивной картины мира. Междискурсивное взаимодействие как фактор формирования картины мира. Методологическая интеграция в исследовании картин мира институциональных дискурсов.
Тема 3. Античная и средневековая культуры и особенности их проявления в Италии
Понятие, периодизация, особенности античной культуры. Особенности итальянского Средневековья. Перцепция античной культуры через Итальянское Возрождение. Взаимодействие языческих античных, «варварских» и христианских элементов в итальянских праздниках и представлениях эпохи Средневековья и Возрождения. Низкое и высокое в итальянской карнавальной культуре сквозь призму теории М. Бахтина.
Тема 4. Общая теория праздника.
Понятия праздника в различных отечественных и зарубежных школах. Функции праздников, их классификация, структура. Календарные, государственные, религиозные, семейные праздники и т.д.
Тема 5 Происхождение, классификация итальянских праздников, их место в современной культуре Италии
Архаичные корни итальянских календарных праздников и карнавалов. Семейные праздники и rites de passage в Италии. Государственные политические праздники в Италии. Праздники в религиозном комплексе Италии. Эволюция праздничных обрядов и ритуалов. Праздники в структуре итальянской идентичности. Вопросы этики и политической корректности в отношении праздников.
Тема 6 Проявление архаичных, античных и средневековых элементов в современном итальянском празднике
Воспроизведение более архаичных элементов и моделей в современных, недавно утвержденных праздниках Италии.
Тема 7
Лексика и символика итальянских праздников
Праздничная лексика и ее региональные особенности: номинации праздников, обрядов, ритуалов, предметов, лиц, блюд в итальянском языке. Праздничный глоссарий с точки зрения его отношения к стандарту и диалекту, а также эквивалентности или безэквивалентности перевода праздничных терминов на другие языки.
Тема 8 Переосмысление архаичных элементов праздника в современной праздничной культуре Италии, место праздников в геобрендинге
Понятие геобрендинга. Использование культурного ресурса в коммерческих стратегиях. Вторичная сакрализация сувенирной продукции, связанной с религиозными праздниками в Италии.