Описание:Спецкурс рассчитанный на 24 часа, для студентов 3-4 курса, прошедших до этого курс общей экологии)
Задача данного курса – ввести студентов в круг тех идей, которые признаются сообществом экологов наиболее актуальными и потому чаще других обсуждаются на страницах ведущих научных журналов. Специфика экологии такова, что в ней почти нет строгих законов, аналогичных тем, что существуют, к примеру, в физике. Теоретическая основа современной экологии – мягкая и гетерогенная, состоящая из разных концепций, порой слабо связанных между собой. Такая структура науки имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что ничто не препятствует дальнейшему накоплению разнообразной эмпирической информации и появлению новых интерпретаций полученных данных. Минус в том, что предлагаемые гипотезы часто не являются альтернативными по отношению к старым, которые не отвергаются и продолжают существовать наряду с новыми. Складывается парадоксальная ситуация, когда формально все правы, а как на самом деле происходит в природе – никто не знает. Приходится также признать, что концепции, которыми реально руководствуются экологи, a priori вовсе не обязательно наилучшим образом описывают изучаемые объекты. Зачастую они в значительной мере предопределены историей своего формирования, и эту историческую составляющую экологических концепций, доставшуюся им как наследие от прошлого, нельзя не учитывать.
История экологии – это не только успехи, но и неудачи. Анализ причин неудач и разбор обстоятельств, тормозящих развитие экологической мысли, столь же важен как анализ достижений. Попытка взглянуть на происходящее в экологии как бы со стороны способствует формированию критического отношения к изучаемому предмету и помогает более чётко определить свою позицию при обсуждении той или иной конкретной проблемы. Конечно, в кратком курсе рассказать обо всех концепциях современной экологии невозможно. Свою задачу автор видит в том, чтобы только на нескольких, наиболее ярких, примерах из разных областей этой науки показать, каким образом исследователям удалось выявить определенные, весьма важные, закономерности устройства изучаемых структур (популяций, сообществ, экосистем). И вместе с тем – попытаться понять, почему некоторые блестящие идеи не были в свое время подхвачены сообществом ученых, а развитие экологии шло довольно медленно.
Мне бы хотелось, чтобы наши студенты, открывая последние номера ведущих экологических журналов, воспринимали публикующиеся там тексты как понятные, чтобы они свободнее ориентировались в кругу проблем, которыми сейчас наиболее активно занимаются экологи. Курс рассчитан на подготовленную аудиторию (предполагается, что все студенты прошли большой курс общей экологии и уже имеют достаточно чёткое представление о предмете этой науки). Курс включает не только лекции, но и обязательное обсуждение со студентами некоторых ключевых, недавно опубликованных статей. Содержание программы, конечно, каждый год должно подвергаться обновлению в связи с процессами, происходящими в самой науке.