Описание:Спецкурс "Философия и методология политического планирования" читается в интерактивном режиме с учетом наиболее важных событий в политической жизни страны и в сфере международной политики. В 2016 году в числе основных проблем - методология кратко- средне- и долгосрочного стратегического планирования в условиях стратегической нестабильности и санкций, связь экономического и социального планирования с развитием приоритетных направлений отраслевой политики, отличие требований к эффективности публичной и непубличной (отраслевой) политики,транссекторальные измерения стратегических планов и временные горизонты.Автор исходит из того, что политическое планирование, как и многие другие сферы специализированной деятельности во властных структурах, напоминает айсберг. Взору доступны лишь внешние проявления планирования на уровне так называемой публичной политики. На основании обзора широкого круга источников (в первую очередь, программ подготовки и переподготовки кадров, включающих в себя разделы о политическом планировании и принятии решений в этой области) можно утверждать, что чаще всего аналитики ограничивают исследовательское поле внешней стороной выборных кампаний, затрагивая иногда и некоторые аспекты синхронизации работы различных органов власти с учетом прогнозируемого событийного ряда – начиная от встреч на высшем уровне и цикличных или ожидаемых событий (заседания престижных наднациональных организаций, значимые международные и национальные праздники, юбилеи) и заканчивая проблемами обеспечения безопасности – персональной, коллективной, национальной.
Речь идет, в частности, и о так называемой «политической навигации». Это достаточно ответственный уровень планирования. Здесь требуется узкая специализация, без чего невозможно отрегулировать и оптимизировать в границах отдельных стран и регионов, а также на мировой арене движение во времени и пространстве (реальном и социальном) «политических звезд» разной величины и их бесчисленных «спутников», а также «политического мусора», который представляет реальную угрозу для «опекаемых» объектов планирования. Очевидно, что объем и качество информации об этой сфере политического планирования, не выходящей за пределы «кабинетной работы», но «заметной» со стороны, оставляет желать лучшего. Причины селекции социально значимой информации, в том числе и «обратной селекции», лежат на поверхности: именно здесь нет инфраструктуры, поддерживающей «связи с общественностью», не говоря уже о более существенных факторах – уровне грифа конфиденциальности, почти не решаемых проблемах адаптации и далее по списку.
При этом основная толща нерешенных, никем не решаемых и даже не осмысленных должным образом проблем политического планирования, напрямую касающихся жизни миллионов людей, за которых и от имени которых принимаются судьбоносные решения на всех, но прежде всего на высших этажах власти, остается почти не доступной. Не доступной не только для широкой аудитории, не только для независимой научной аналитики и экспертизы, которая «не встроена» в сам процесс подготовки и принятия решений, но, зачастую, и для самих политиков и представителей «встроенного экспертного сообщества», которые обеспечивают информационно-аналитическое, а иногда и научное «сопровождение» политической деятельности. Последнее не удивительно, поскольку характер деятельности и ритм жизни крупных деятелей не позволяют им погружаться в детали, где, как известно, и скрыты источники риска. «Детали» при этом отдаются на откуп людям, чья компетенция (должностные функции) исключает не только их непосредственное участие в принятии решений, но и права голоса при подготовке решений, хотя именно они и имеют непосредственное отношение к той или иной «точке» или конкретному звену в системе политического планирования.
Такое планирование, закрытое по большей части для всех участников и сторонних наблюдателей, с одной стороны, составляет сердцевину политической деятельности (политика в целом и в каждой из своих форм – чьи-то реализованные планы), а с другой стороны, как бы выпадает за горизонт, доступный для анализа и контроля. Источником риска служит тот факт, что почти в полном неведении о подлинных проблемах и механизмах политического планирования остаются даже те специалисты, которые непосредственно включены в сам процесс планирования на разных его направлениях и этапах. Сам этот процесс напоминает конвейерное производство, где каждый должен работать в рамках только своей, причем предельно узкой компетенции. Это особенно зримо проявляется на государственной службе. Для того, чтобы пояснить этот вывод, достаточно даже беглого знакомства с функциональными обязанностями государственных служащих, которые определяются и конкретизируются в соответствующих документах вовсе не для того, чтобы расширить полномочия исполнителей на всех ступеньках властной вертикали, и не для того, чтобы прояснить суть происходящего, а для того, чтобы были предельно четко определены границы компетенций (права принимать решения) на каждом их этажей политической иерархии и в каждом из секторов реальной политики…
Если рядовым гражданам и профессиональным аналитикам для преодоления барьеров, отделяющих непосвященных от политической кухни, недостает политической компетенции, т.е. «веса» и статуса в структурах власти, позволяющего принимать властные решения, а также доступа к инсайдерской информации, то политикам недостает иного – обычной профессиональной и, прежде всего, научной компетентности. Речь идет не столько о специальных познаниях и навыках исследовательской работы (дело наживное), не столько о наличии научных степеней и званий (товарные отношения давно проникли из политики в науку, перенасытив политический класс научными регалиями), сколько о духе свободы, без которого нет ни науки, ни качественной аналитики.