Описание:Цель курса
формирование представлений о методологических особенностях структуры знания в клинической психологии; анализ основных методологических проблем современной клинической психологии.
Задачи курса:
- ознакомить студентов cо спецификой методологических проблем клинической психологии;
- обозначить основные дискуссионные проблемы клинической психологии и дать их содержательную характеристику;
- изложить основные научные подходы к решению методологических проблем клинической психологии.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс должен способствовать систематизации знаний, полученных студентами в рамках основных курсов специальности «Клиническая психология». Курс читается на заключительном году обучения студентов, в 9 семестре.
Требования к уровню освоения содержания курса:
По окончании курса студенты должны:
- ориентироваться в основных методологических проблемах клинической психологии;
- иметь представления об основных теоретических концепциях, понятиях, категориях, принципах классификаций в клинической психологии;
- понимать особенности и ограничения методов исследований в клинической психологии;
- уметь синтезировать знания, полученные в основных курсах специальности и специализаций по клинической психологии.
Содержание курса.
Раздел I. Общие представления о методологии как науке.
Тема 1. Определение методологии науки.
Понятие о структуре методологического знания (уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования).
Тема 2. Методологическая рефлексия как важнейший механизм развития научных воззрений.
Понятие о средствах методологической рефлексии (теории научного познания и модели научно-познавательной деятельности).
Тема 3. Специфика методологии клинической психологии.
Методология клинической психологии как область методологии психологии и как самостоятельный раздел научного знания.
Раздел II. Методология науки и представления о предметной области клинической психологии.
Тема 4. Определение клинической психологии.
Представления о предмете клинической психологии в отечественной и зарубежной психологии и медицине. Определения клинической психологии. Причины их неоднозначности. Объективные и субъективные проблемы неоднозначности. Возможности соединения существующих подходов.
Тема 5. Представления о структуре клинической психологии.
Проблема формирования научных направлений, обоснованности и целесообразности их выделения.
Тема 6. Предметные области клинической психологии.
Области клинической психологии. Возможности междисциплинарного подхода. Сохранение единства предметной области клинической психологии.
Раздел III.Основные категории клинической психологии.
Тема 7. Понятия «феномен-ноумен», « феномен-симптом».
Представления о сущности понятий «феномен-ноумен», «феномен-симптом» в медицине и клинической психологии. Примеры (бред, галлюцинации, агнозии и др.).
Тема 8. Категория «синдром» в клинической психологии.
Типология синдромов в клинической психологии. Различные классификации феноменов и синдромов в клинической психологии.
Тема 9. Понятия «механизм», «фактор».
Критерии выделения механизмов и факторов в клинической психологии. Типы факторов и механизмов и их роль в психической жизни человека. Примеры психологических механизмов в норме и патологии (интериоризация, сдвиг мотива на цель, конверсия, установка, перенос, проекция и пр.). Примеры факторов в норме и патологии.
Тема 10. Категории «норма-патология», «здоровье-болезнь», «адаптация-дезадаптация», «распад-развитие» в клинической психологии.
Критерии их выделения категорий «норма-патология», «здоровье-болезнь», «адаптация-дезадаптация», «распад-развитие» в клинической психологии, их сравнительный анализ. Проблема «промежуточных» состояний и категорий.
Тема 11. Классификации в клинической психологии.
Проблемы классификаций в клинической психологии. Классификации психопатологических феноменов, психических и поведенческих расстройств и пр.
Раздел IV. Основные методологические принципы клинической психологии.
Тема 12. Развитие в норме и патологии.
Основные характеристики процесса развития (необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, диахроничность и др.). Проблема соотношения распада и развития психики.
Тема 13. Принцип детерминизма в клинической психологии.
Реализация принципа детерминизма в клинической психологии. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического в норме и патологии.
Тема 14. Системный подход и синдромный анализ в клинической психологии.
Понятие принципа системности. Основные понятия системного анализа (элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др.). Понимание психических процессов в норме и патологии с позиций системного подхода и синдромного анализа.
Раздел V. Проблема методов, измерений и оценок в клинической психологии.
Тема 15. Представления о методах исследования в клиническорй психологии.
Понятие метода исследования в узком и широком смысле. Методы исследования и их соотношение с предметным содержанием исследования.
Тема 16. Обоснование методов исследования в клинической психологии.
Выбор методов исследования. Адаптация методов исследования и методик, разработанных в различных психологических школах.
Тема 17. Планирование исследований в клинической психологии.
Ограничения и специфика экспериментального метода в клинической психологии. Виды исследований. Эксперимент в клинической психологии. Репрезентативность, надежность и валидность в клинико-психологических исследованиях. Принципы верификации, фальсификации и коррабирования. Обработка результатов. Измерение, его типы. Оценка эффективности терапевтических воздействий. Каузальные и вероятностные модели, принцип дополнительности в клинической психологии.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Понятия «методология», «метод», «методика».
2. Функции методологии науки.
3. Представления о предмете клинической психологии.
4. Структура клинической психологии.
5. Системный подход в клинической психологии.
6. Проблема нормы в клинической психологии.
7. Категории «норма-патология», «здоровье-болезнь», «адаптация-дезадаптация». Их соотношение.
8. Категории «симптом», «синдром», «фактор» в клинической психологии.
9. Основные методы клинической психологии.
10. Эксперимент в клинической психологии. Разновидности эксперимента.
11. Структура методологического знания.
12. Методология клинической психологии как часть методологии психологии.
13. Принципы развития в норме и патологии.
14. Основные методологические принципы клинической психологии.
15. Проблема соотношения распада и развития психики.
16. Принцип детерминизма и его реализация в клинической психологии.
17. Детерминация психического в норме и патологии.
18. Основные категории клинической психологии.
19. Типологии синдромов в клинической психологии.
20. Известные психологические механизмы нормального и аномального развития.
21. Проблема метода в клинической психологии.
22. Понятие метода исследования в .
23. Классификация методов исследования в клинической психологии.
24. Ограничения использования объективного метода в клинической психологии.
25. Виды исследований в клинической психологии.
26. Проблема репрезентативности, надежности и валидности в клинико-психологических исследованиях.
27. Измерение в клинической психологии. Его типы.
28. Методологическая рефлексия и ее средства.