Описание:КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Хронология и периодизация.
Этапы становления и развития древнегреческой культуры: крито-минойский (XXXVI-XIV вв. до н.э.), микенский (XIV-XII вв. до н.э.), архаика (XI-VI вв. до н.э.), классика (V-IV вв. до н.э.), эллинизм (после 323 г. до н.э.). Летосчисление и календарь у греков.
Этно- и география древнегреческой культуры.
Автохтоны-пеласги. Переселение ахейских и дорийских племен. Эпонимы Эллин, Эол, Дор, Ксуф, Ахей и Ион. Расселение эллинов на Балканах, островах Эгейского моря, в Малой Азии, Италии, Сицилии, южной Галлии и Причерноморье. Колонизация 10-8 вв. до н.э.
Общая характеристика древнегреческой культуры в новоевропейском антиковедении: логоцентризм (Б.Снелль), рационализм (У. фон Виламовитц), оптимизм (античная Греция - радостное творческое детство человечества - Гегель), пессимизм (Ницше); центральная интуиция греческой культуры – обнаженное тело, пластика и визуальность (А.Лосев), открытость и наглядность (М.Хайдеггер), агонический характер (т.е. состязательность во всех областях жизни – А.Зайцев), риторический характер (С.Аверинцев), пропедевтика (В.Йегер). Греческая культура – классический образец для всей европейской цивилизации. Что такое «классика».
Самосознание греческой культуры.
Эллины и варвары. Полис и политическая жизнь. Свобода как результат полисной организации. Исторические формы государственного устройства греков и политическая теория. Закон и законодатели (Солон и Ликург). Афины и Спарта – два соперничающих идеала жизнеустройства. Свободные, демиурги, женщины и рабы. Культ мудрости и мудреца. Мера, порядок, предел и гармония как высшие ценности. «Техне» - искусство, мастерство, ремесло – главное дарование эллинов; они – лучшие «техники» среди народов.
Древнегреческая мифология и ее соотношение с религией, философией, наукой, поэзией. Гомер и Гесиод. Фалес и Ксенофан как критики поэтов и первооткрыватели научного монотеизма.
Формы религиозной жизни греков: жрецы и цари, храмы и священные места, прорицатели и оракулы, мистериальные культы, праздники и помпы, игры и зрелища.
Возникновение философии как новой формы духовной жизни. Критика Гомера (Ксенофан, Зоил, Гераклит). Философия как образ жизни (Пифагор, Платон). Философия и математика: новый тип научного знания. Философская религия и рациональный монотеизм. Классическая греческая философия (Сократ, Платон, Аристотель). Иерархия наук. Система образования – семь свободных искусств. Практическая философия и воспитание гражданина.
Космология и философия истории – регресс, энтропия и вечное возвращение. Миф о золотом веке. Зевс и Прометей.
Представления о человеке (Гомер, трагики, философы). «доблестный муж» и «калокагатия». «Смертный род» и судьба: Ахилл, Орест, Эдип, Пенфей. Определения человека.
Законодательство: Ликург, Драконт и Солон.
Архитектура и скульптура: человеческое тело как мера и канон. Мирон, Фидий, Поликлет.
Дионисийский культ и трагедия. Эсхил(525-456), Софокл (495-406), Еврипид(480-406). Устройство театра. Общественное значение театра и состав зриталей. Содержание греческой трагедии: «энтимематическая философия» (Аристотель).
Историография – Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Почему история не наука.
Ораторское искусство – софисты, Лисий, Исократ, Демосфен. Риторика, философия и право.
Политика как искусство: Перикл – 494-429 (Пелопоннесская война – 431-404).
Конец греческой независимости и полисной цивилизации.
Эпоха эллинизма.
Александр Македонский и его завоевания. Кризис полисной культуры. Рост мегаполисов. Империализм. Космополитизм. Глобализм. Протокапитализм. Упадок религии и искусств. Религиозный синкретизм, теургия, магия, оккультизм. Культ Востока. Эллинистическая мистика (герметизм, гностицизм, астрология). Александрийский музей и библиотека. Александрийская школа поэзии (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и науки (Эратосфен и измерение меридиана, Аристарх и гелиоцентрическая система мира, Евклид, Гиппократ, Архимед и др.). Литература: чтение вместо слушания; эллинистический роман. Изобразительное искусство: эллинистический портрет, поиск типа и характера. Доксография и классификаторство: издание словарей и энциклопедий по всем отраслям знания.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Основание Рима и Республика.
Основание Рима - 21 апреля 753 г. до н.э., падение Рима - 4 сентября 476 г.н.э. Условность и символизм этой хронологии. Легенды об основании Рима и их смысл: вненациональное государство.
Источники изучения Римской культуры: надписи, археологические данные, нарративные источники, произведения искусства и техники, монеты, печати, неримские сообщения. Влияние греков, этрусков, карфагенян, кельтов и германцев на становление и развитие римской культуры.
Общая характеристика древнеримской культуры.
Отсутствие собственной мифологии, поэзии, теоретической науки и философии. История Рима как мифология. Заимствование письменности, календаря, богов, литературных жанров, метрической системы, искусства гадания, наук и философии и их усвоение. Ромул и Рем. Нума Помпилий и Пифагор. Семь царей. Брут и учреждение республики.
Самосознание римской культуры: Катон, Лукреций, Вергилий. Красота и искусство, отвлеченное знание и красноречие – призвание греков. Римляне призваны нести миру справедливость, честность, порядок и мир – наилучшую общественную организацию для всех народов. Римская система ценностей: vir bonus (доблестный муж) и mores maiorum (нравы предков). Воинская доблесть, сила и мужество (virtus), послушание и благочестивое смирение (pietas), честь (honor), справедливость и честность (ius), серьезность и строгость (gravitas), всем известная и общепризнанная (nobilitas) нравственная красота (decorum) и одобрение сограждан (probitas), воздержность и умеренность, простота, доступность, везучесть. Консерватизм декларируемый и прктический: два Катона.
Политическая, военная и правовая культура Древнего Рима. Римская civitas, или res publica (гражданская община, государство). Ее неэтнический характер. Римская республика и греческий полис: сходство и отличие. Гражданин и гражданство. Политическая культура и римское право. Патриции и плебеи, senatus populusque Romanus. Клиент и патрон, манципация и рабство. Сенат и комиции, форум, магистратура, народный трибун, эдил, диктатор, консул, квестор, цензор, претор. Римская фамилия, строение римского имени: nomen, praenomen и cognomen. Столица, муниципии и провинции.
Пунические войны: противостояние двух типов гражданской культуры. Римский гуманизм: кружок Сципилна Африканского. Полибий: идея вечного Рима. Разделение властей и три ветви власти. Рим как соединение лучших черт демократической, аристократической и монархической форм правления. Почему Рим непобедим в войнах.
Империя и культ императора.
Гражданские войны I в до н.э. Оптиматы и популяры, Марий и Сулла. Заговор Катилины как парадигма всякой революции (Цицерон, Саллюстий, Ибсен, Блок). Диктатура Юлия Цезаря. Принципат Октавиана Августа. Консервативная идеология и реформы Августа. Pax Romana. Власть как potentia, potestas и auctoritas (силовая, юридически оправданная и моральная).
Римское право. Законы 12 таблиц. Кодекс Юстиниана.
Характер римской религии. Культ дома, отца и отечества, пенаты, лары, храм Весты. Жреческие коллегии: понтифики, весталки, салии, луперки, авгуры, гаруспики. Главное божество всех людей – «небесный Отец всеблагой и величайших», главное божество-эпоним римлян-квиритов – Ромул-Квирин. Этрусское искусство дивинации: гадания по птицам, внутренностям, молниям, небесным знамениям и табличкам. Сивиллины книги. Возникновение религиозного культа императора при Августе; его истоки и развитие.
«Золотой век» римской литературы. Поэзия: Вергилий, Гораций, Овидий. Историография: Непот, Ливий, Тацит. «Серебряный век»: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Сатура и жанровая проза: Петроний, Ювенал, Марциал.
Культурный взлет Римской империи: эпоха Антонинов. Правление Веспасиана, Тита, Адриана и Марка Аврелия.
Упадок Рима. Глобальный кризис III века н.э.: политический (сепаратизм территорий и племен; превращение государственных институтов в театр; утрата властью морального авторитета и преобладание силового компонента власти над юридическим); экономический (утрата хозяйственной управляемости) и финансовый (преобладание биржевых спекуляций, инфляция); национальный (преобладание неграждан-наемников, прежде всего германцев и выходцев с Ближнего Востока, в армии, в промышленности, в торговле; рост числа «пролетариев» - граждан, живущих на государственные пособия и не занятых в общественно-полезной деятельности); демографический (катастрофическое падение рождаемости); рост диспропорций (население уходит в большие города, некому работать на селе и на мануфактурах; как реакция – прикрепление колонов к земле и законы о наследственной принадлежности к ремесленной корпорации). Кризис рабства: хозяева отказываются от ответственности за своих рабов; начало колоната и протофеодальных отношений. Кризис религиозный: атеизм и агностицизм в образованных сословиях, окуультизм, магия и восточные культы в низах общества. Кризис моральный: падение нравов, всеобщий пессимизм, идеализация варваров-германцев и простой жизни в согласии с природой, контркультурные и антицивилизационные настроения.
Современная Европа как наследница Римской культуры: политическая теория, законодательство, юриспруденция, инженерное дело и бетонное строительство, устройство и назначение городов, школа и образование, медицина, государственная и военная организация и др. Плпытки возрождения Рима в истории Европы: Римская империя Карла Великого, Священная Римская империя Германской нации при Оттонах, Российская империя – «третий Рим», Великая французская революция и ее продолжение у отцов-основателей Соединенных Штатов Америки как попытка восстановления Римской республики (идеология, риторика, символика). Наконец, современная американская доктрина возрождения Римской империи Августа - pax Americana