Описание:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова»
Факультет вычислительной математики и кибернетики
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ВМК
____________________Е.И. Моисеев
«______»__________________2016 г.
Учебно-методический комплекс
«Экономика»
Направление подготовки
010300 - «Фундаментальная информатика и информационные технологии» 010400 «Прикладная математика и информатика»
Бакалавр
Профиль подготовки (общий)
_________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Москва
2016
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«Экономика»
Рецензенты: д.э.н., доц. Кононкова Н.П., к.э.н., доц. Гаврилова В.Е.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика» /Составитель д.э.н., доцент Юдина Т.Н. – Москва, 2016.
Авторы программы:
д.э.н., доцент Юдина Т.Н. orchidflower@list.ru
к.э.н., доцент Ширяева С.В. svetvas@econ.msu.ru
Преподаватели дисциплины (модуля):
д.э.н., доцент Юдина Тамара НиколаевнаН. orchidflower@list.ru
к.э.н., доцент Ширяева С.В. svetvas@econ.msu.ru
преподаватель Ильин-Минкевич В.И. Iliin-Minkevich@econ.msu.ru
Моб. тел. +79167822137
Учебно-методический центр преподавания экономических дисциплин на естественных и гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова, ауд. 246, тел. +7 (495) 9395724
Сайт __http://www.econ.msu.ru/departments/umc/_ e-mail ec.info@econ.msu.ru
Статус дисциплины: читается на программе бакалавров по всем направлениям
факультета ВМК МГУ Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины «Экономика» базовой части ЕН цикла студентам очной формы обучения по направлениям подготовки 010300 - «Фундаментальная информатика и информационные технологии» 010400 «Прикладная математика и информатика» в 5 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 712, а также образовательного стандарта МГУ «Интегрированный магистр» по направлению 010300 - «Фундаментальная информатика и информационные технологи, 010400 - «Прикладная математика и информатика
Одобрено на заседании Учебно-методического центра преподавания экономических дисциплин на естественных и гуманитарных факультетах экономического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Протокол №9. «01 » июня 2016 г.
Директор Учебно-методического центра преподавания
экономических дисциплин на естественных и гуманитарных
факультетах МГУ, д.э.н. Кононкова Н.П.
1. Перечень планируемых результатов обучения
Дисциплина готовит к экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности и нацелена на достижение знаний и умений в соответствии с новой картой компетенции:
Компетенция (ОК-2) - способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности деятельности в различных сферах, прежде всего в IT-компаниях.
1.1 В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
• Предмет и базовые методы экономической науки, ее роль и место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
• Основные экономические понятия;
• Закономерности функционирования современной рыночной и смешанной экономики;
• Содержание, сущность и организационно-правовые формы предпринимательства;
• Законы, тенденции и особенности функционирования ресурсных, в частности финансовых рынков, их специфику в зависимости от степени развития конкурентных отношений;
• Основные макроэкономические показатели и диспропорции;
• Модели финансового поведения экономических агентов;
• Формы и методы государственного регулирования экономики;
• Закономерности развития мирового хозяйства и основные формы международных экономических отношений.
Уметь
• Свободно оперировать экономическими понятиями;
• Знать основы формирования личного и семейного бюджета;
• Логично излагать учебный материал;
• Обосновывать и определять варианты эффективного использования экономических (финансовых) ресурсов;
• Рассчитывать затраты и результаты предпринимательской деятельности;
• Самостоятельно анализировать социально-экономические процессы, происходящие в национальной экономике и в мировом сообществе.
Владеть
• навыками анализа роли экономического знания в исторической, культурой, научной, правовой и социальной жизни общества;
• навыками использования экономических знаний в оценке эффективности деятельности в разных сферах
• финансовой грамотностью.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра.
Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин. Курс «Экономика» позиционируется в учебном плане как дисциплина, изучение которой позволяет овладеть студентам понятийным аппаратом, а также понять содержание, логику и алгоритм принятия экономических решений. Предполагается, что студенты, приступающие к изучению «Экономики», прошли подготовку по таким дисциплинам базовой части профессионального цикла как «История», «Правоведение» «Философия», базовой части математического и естественно-научного цикла «Современное естествознание», «Информатика». Получить более полное представление о содержании, методах и моделях экономики позволит последующее изучение дисциплин профессионального цикла: «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Денежно-кредитная политика», так и дисциплин вариативной части: «Цифровая экономика», «Рынок страховых услуг», «Антимонопольная политика», «Экономические основы банкротства» и др.
Желательный семестр: 3-6.
3. Трудоемкость дисциплины (модуля)
Нагрузка В часах В кредитах
Общая трудоемкость 128 3
В том числе: аудиторная 64
В том числе: лекции 32
семинары 32
контактные часы -
Самостоятельная работа 64
В том числе подготовка к итоговой аттестации 20
Форма итогового контроля Экзамен
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
№№ Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекция Семинар Контактные часы
1 2 3 4 5 6 7
1. Модуль 1. Базовые экономические понятия. Предмет и методы экономической науки. Базовые экономические понятия 4 2 2 2
2. Общие основы рыночного и смешанного хозяйств 5 2 2 2
3. Модуль 2. Микроэкономика.Рынок, рыночный механизм. Рыночные структуры 5 2 2 - 2
4. Рынки факторов производства и особенности их организации. Цифровой рынок 5 2 2 2
5. Издержки производства и доходы фирмы 5 2 2 2
6. Организационно-правовые формы предпринимательства 5 2 2 2
7. Управление компанией: модели, структуры, элементы 5 2 2 4
8. Модуль 3. Макроэкономика. Национальная экономика. Основные макроэкономические показатели 6 2 2 - 4
9. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития рыночной экономики; экономический рост и развитие 10 4 4 4
10. Макроэкономическое неравновесие: инфляция и безработица 10 4 4 4
11. Роль государства в рыночной экономике. Основные направления государственной экономической политики 7 2 2 - 4
12. Социальная политика государства. 9 2 2 6
13. Модуль 4. Мировая экономика. Мировое хозяйство и международные экономические отношения 12 4 4 - 6
14 Экзамен 20 20
ВСЕГО ЧАСОВ 128 32 32 - 64
Модуль 1. Базовые экономические понятия.
Тема 1. Предмет и метод экономической науки. Базовые экономические понятия
Актуальность, цели и структура учебного курса. Понятие «экономика» и эволюция данного термина. Ойкономика – домострой (русская калька) и хрематистика. Современное понятие «экономика». Роль экономики в обществе. Предмет и объект экономической науки. Пирамида потребностей по А .Маслоу. Блага. Антиблага. Общественные и частные блага. Альтернативные издержки. Ресурсы и факторы производства. Кривая производственных возможностей. Методы экономической науки. Основные теории современной рыночной экономики.
Тема 2. Общие основы рыночного и смешанного хозяйств
Предпосылки, условия возникновения и существования товарного хозяйства. Общественное разделение труда. Товар и деньги. Виды денег и их функции. Виртуализация денег. Денежные агрегаты. Эволюция денежной системы. Типы координационного механизма: стихия и иерархия.
Экономические институты и агенты. Домашнее хозяйство. Личный бюджет. Фирма. Правительство. Собственность. Формы собственности: частная (индивидуальная, коллективная), общественная (государственная, муниципальная), смешанная. Права собственности, их спецификация. Перечень правомочий собственника по А.Оноре. Трансакции. Виды трансакционных издержек.
Модуль 2. Микроэкономика
Тема 3. Рынок и рыночный механизм. Рыночные структуры
Рынок и его функции. Человек экономический. Рынок как общественный институт. Маркетинг. Цена. Спрос. Предложение. Конкуренция. Закономерности спроса. Кривая спроса. Функция спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Неценовые факторы спроса. Товар Гиффена. Эффект сноба. Эффект Веблена. Эффект присоединения к большинству. Закономерности предложения. Кривая предложения. Функции и состав предложения. Дефицит. Излишек. Рыночное равновесие. Паутинообразная модель. Эффект Пигу. Выигрыш производителя. Выигрыш потребителя. Конкуренция. Внешние эффекты (экстерналии).
Конкурентные отношения. Типы рыночных структур: совершенная и монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония, естественная монополия. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции. Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Чистая монополия. Пределы монополизации рынков. Антимонопольное регулирование рынка. Индексы Лернера, Херфиндаля-Хиршмана. Правило: предельный доход меньше цены. Ценовая дискриминация. Чистые потери общества от монополии. Треугольник Харбергера. Монополистическая конкуренция. Ценообразование в условиях олигополии.
Тема 4. Виды рынков и особенности их организации
Классификация рынков по различным основаниям. Спрос и предложение факторов производства. Поведение предпринимателя на рынке ресурсов. Факторный доход. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли фирмы при приобретении ресурсов. Труд как производственный ресурс. Спрос и предложение на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Заработная плата как цена труда, её формы. Государственное регулирование рынка труда. Система социального партнерства. Человеческий капитал и трудовые доходы. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Земля как экономический ресурс. Дифференциальная рента и абсолютная рента. Земельная рента и рыночная цена земли. Капитал и его сущность. Физический и денежный капитал. Равновесие на рынке денежного капитала. Сущность процента на капитал. Стратегия принятия фирмой инвестиционного решения. Дисконтированная стоимость.
Тема 5. Издержки производства и доходы фирмы
Жизненный цикл товара. Реклама. Институциональная теория фирмы. Производственная теория фирмы. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Издержки производства. Убытки и банкротство фирмы. Неявные издержки. Бухгалтерские издержки: постоянные, квазипостоянные, невозвратные, переменные, предельные, средние. Экономические издержки. Нормальная, экономическая и бухгалтерская прибыль. Условие максимизации прибыли. Равновесие фирмы в кратко- и долгосрочном периоде.
Тема 6. Организационно-правовые формы предпринимательства
Предпринимательство, его история, организационно-правовые формы. Стартапы. Венчурная фирма. Этапы становления современного российского предпринимательства. Сферы деятельности и особенности российского бизнеса. Основные группы российских предпринимателей. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное. Крупный и малый бизнес. Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России. Социальное предпринимательство. Функции и структура налоговой системы РФ.
Тема 7. Управление компанией: модели, структуры, элементы
Менеджмент. Основные модели. История менеджмента. Базовые элементы управления компанией. Бюджетное планирование. Ценообразование и ценовая политика фирмы. Основные финансовые документы фирмы. Понятие и структура доходов фирмы. Роль прибыли в хозяйственной деятельности предприятия. Формирование. Распределение и использование прибыли. Взаимосвязь издержек, выручки и прибыли.
Модуль 3. Макроэкономика.
Тема 8. Национальная экономика. Основные макроэкономические показатели.
Цели макроэкономического развития. Макроэкономика ex post и ex ante. Реальный сектор экономики. Денежный сектор экономики. Общественное воспроизводство. Валовой внутренний продукт (ВВП). Реальный и номинальный ВВП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый личный доход. Добавленная стоимость. Национальное богатство. Национальное счетоводство (СНС). Чистое экономическое благосостояние. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Двойной счет. Индекс Ласпейреса. Индекс Пааше. Индекс Фишера. Валовые частные инвестиции. Основное макроэкономическое тождество. Теневая экономика.
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития рыночной экономики; экономический рост.
Макроэкономическое равновесие. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Государственные расходы. Чистый экспорт. Счет текущих операций. Модель инвестиции-сбережения (IS). Мультипликатор. Акселератор. Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы. Парадокс бережливости. Эффективный спрос. Межотраслевой баланс. Модель "совокупный спрос – совокупное предложение" (AD – AS). "Кейнсианский крест". Модель равновесия товарного и денежного рынков IS-LM. Условия реализации общественного продукта при простом и расширенном воспроизводстве.
Экономический рост, его типы и показатели. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие. Факторы и источники экономического роста. Теории экономического роста. Функция Кобба-Дугласа. НТП и экономический рост. Инвестиции как фактор экономического роста. Государственная политика экономического роста.
Цикличность как форма движения рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов. Длинные волны Н.Д.Кондратьева. Роль базовых нововведений. Малые циклы и их механизм. Антициклическое государственное регулирование.
Тема 10. Макроэкономическое неравновесие: инфляция и безработица
Макроэкономическая нестабильность. Потенциальный ВВП. Стабилизационная политика Безработица. Рабочая сила. Экономически активное население. Институциональное население. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Институциональная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена
Инфляция. Открытая инфляция. Подавленная инфляция. Умеренная инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек (предложения). Инфляционные ожидания. Стагфляция. Сеньораж. Инфляционный налог. Кривая Филлипса. Эффект Танзи-Оливера. Эффект Пигу. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Антиинфляционная государственная политика.
Тема 11. Роль государства в рыночной экономике. Основные направления государственной экономической политики
Объективные основы государственного регулирования экономики. «Провалы рынка». Функции государства и их эволюция. Методы государственного регулирования. «Провалы государства». Государственное предпринимательство. Государственный сектор в экономике. Национализация, разгосударствление, приватизация. Механизм государственного регулирования.
Бюджетно-налоговая политика государства. Бюджет как инструмент макроэкономического регулирования. Налоги, их сущность и функции. Кривая Лаффера. Дефицит бюджета и государственный долг. Виды фискальной политики: недискреционная и дискреционная, стимулирующая и сдерживающая. Эффективность фискальной политики.
Денежно-кредитная политика государства. Денежный рынок. Банковская система. Центральный банк и его функции. Типы монетарной политики. Монетарное правило.
Тема 12. Социальная политика государства
Сущность и основные направления социальной политики. Качество и уровень жизни. Индекс человеческого развития. Дифференциация доходов. Государственная политика доходов. Политика занятости. Система социальное защиты. Программы государственной помощи. Социальное обеспечение. Понятие социального государства.
Модуль 4. Мировая экономика.
Тема 13. Мировое хозяйство и международные экономические отношения Мировое хозяйство. Международные отношения. Основные теории международного разделения труда. Мировой рынок. страны. Мировой экономический порядок. Глобальный рынок и международные финансовые центры. Международная торговля и эффективность национальной экономики. Торговый и платежный баланс. ТНК как субъект международных экономических отношений. Международная валютная система и ее эволюция. Режим валютного курса. Открытая экономика и проблемы экономической безопасности. Россия в системе международного разделения труда.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
5.1. Основная литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Бюджетный кодекс РФ
4. Налоговый кодекс РФ
5. Государственное регулирование экономики. Учебн. Пособие. Под ред. Мысляевой И., Кононковой Н.. – М.: Изд-во МГУ, 2010.
6. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям. – М.: Вита-Пресс, 2000
7. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. – Киров: АСА, 2010.
8. Основы предпринимательства: Курс лекций / Под ред. Н.П. Иващенко, - М.: МАКС Пресс, 2015.
9. Основы экономики: Учебник для высших учебных заведений. С.М.Пястолов, О.И. Сударев, А.М. Суховский. – М.: МГИМО-Университет, 2011.
10. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.
5.2. Дополнительная литература
1. Аакер. Д.Стратегическое рыночное управление. – СПб: Питер, 2006.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002
3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Econo-mics): Учебник. Коллектив авторов; под ред. Грязновой А.Г. и А.Ю.Юданова. – М.: КНОРУС, 2011
4. «Невидимая рука» рынка. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Мил-гейта, П. Ньюмена. Перевод с анг. – М.: Издательский дом ГУ ВША, 2009.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.:Наука, 1980.
6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993.
7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-хт.Т.1, 2. Пер. с англ. – М.: "Финансы и статистика", 1992.
8. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие теории Запада: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.
9. Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса \ пер. с англ. М.: Изд. Института Гайдара, 2011.
10. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. - М.: ТЕИС, 2015.
11. Ясин Е. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Новое издательство - 2014.
5.3. Интернет - источники:
www.top-manager.ru
www.innovbusiness.ru
www.fasie.ru
www.opora.ru
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Формы текущего контроля: контрольная работа, реферат, групповой проект (бизнес-игра). Форма итогового контроля: экзамен.
Примеры контрольных вопросов (тестов)
1. К общеэкономическим закономерностям не относится:
а) рост производительности труда;
б) рост потребностей людей;
в) укрупнение хозяйственных единиц;
г) снижение рентабельности/прибыльности производства;
д) увеличение значимости малого бизнеса в экономике индустриально развитых стран.
2. С ростом дохода спрос на товары Гиффена:
а) возрастает;
б) уменьшается;
в) остается неизменным;
г) то возрастает, то сокращается в зависимости от потребности покупателя.
3. Если производительность труда растет медленнее, чем за¬работная плата, то:
а) себестоимость продукции увеличится;
б) прибыльность произ¬водства продукции увеличится;
в) себестоимость продукции умень¬шится;
г) прибыльность производства продукции не изменится;
д) себестоимость продукции не изменяется.
4. Что является непосредственной причиной инфляции издержек?
а) увеличение стипендий студентов;
б) небывалый урожай пшеницы;
в) денежная эмиссия;
г) рост тарифов на железнодорожные перевозки;
д) снижение дефицита государственного бюджета.
5. К негативным последствиям внутреннего государственного долга относится:
а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;
б) снижение уровня жизни;
в) перераспределение национального богатства;
г) снижением темпов экономического развития;
д) все ответы верны.
6. Выберите полный ответ, отражающий экономическое положение и хозяйственную специализацию России:
1) по производству зерна занимает лидирующее место в мире;
2) является крупным экспортером лесной и целлюлюзно-бумажной продукции;
3) значительная часть добываемой в РФ нефти экспортируется по трубопроводам в Японию и Китай;
4) РФ экспортирует более половины добываемого угля, обеспечивая большую долю потребностей стран ЕС в этом сырье;
5) в международном разделении труда РФ специализируется на экспорте автомобилей, электроники и текстильной продукции;
6) в начале ХХI веке РФ сводила государственный бюджет с профицитом во многом благодаря экспорту газа в Европу.
а) 1;6; б) 2;4; в) 2;6; г) 3;6; д) 2;5.
7. Форма проведения самостоятельной работы и текущего контроля успеваемости
Темы рефератов и эссе:
1.Рыночная экономика как самоорганизующаяся система: миф или реальность.
2.Экономика – это организм, механизм или единство организма и механизма, а может быть стоимость.
3.Сравните ценность, которую представляет для потребителя - «чайника» и IT- профессионала, операционная система Windows и Linux/Unix.
4.Назад в будущее: как соотносятся аристотелевские понятия: ойкономикос (домострой) как общественно полезное хозяйство и хрематистика как наука о делании денег – и современная экономика. Насколько актуально разобраться в XXI в. именно в этих понятиях?
5.Почему Россия не Америка: особенности экономического мышления и менталитета как системы ценностей.
6.Что представляют собой информационно-сетевая экономика, цифровая экономика?
7.Огромные природные ресурсы России – это ее «ресурсное проклятие» или общественное благо.
8.Цель производства: ломоносовское «сохранение и размножение российского народа» или рост ВВП.
9.Шансы России «нырнуть» в VI технологическую волну.
10.Почему Россия не продает свои природные ресурсы за рубли?
11.Будет ли Россия производить гаджеты?
12.Прокомментируйте слова Ф.М. Достоевского: «Своей последней мысли русский человек машине не отдаст».
13.Китайская мечта и «великое возрождение» Поднебесной.
14.Новая индустриализация в России. Деиндустриализация и реиндустриализация.
16.Честность как фактор производства.
17. Насколько актуально и значимо в XXI в. учение о невещественном богатстве – правде первого экономиста в мире И.Т. Посошкова.
18.Д. Норт: институты имеют значение.
19.Влияние культуры на модернизацию страны и долгосрочные экономические процессы.
20. Перспективы Сколково стать инноградом.
21. Селиконовая долина в России: как сказку сделать былью.
22. Рынок инноваций в России.
23. Рынок труда специалистов в области информационных технологий в России и в мире.
24. Информация как фактор производства.
25. Интернет (сеть сетей) как метаинститут – это фактор производства или ресурс.
26.Трансакционные издержки кибер- и хакерских атак.
27. Роль информационных войн в смене правительства как субъекта экономики и экономической политики.
28.Экономика русской цивилизации: общее и особенное.
29. «Утечка мозгов» из России.
Примеры заданий текущего контроля успеваемости
Сравните известные Вам подходы к регулированию современной смешанной экономики с точки зрения степени государственного вмешательства в экономику.
8. Образовательные технологии
Для освоения курса используются деловые игры, разбор кейсов, интерактивные задания для семинарских занятий, ситуационные задания. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Пример кейса.
Кейс 1 к теме 11«Бюджетно-налоговая политика государства. Кейнсианская идея «дефицитного финансирования»
Первоначально, даже во время своей избирательной компании 1932 г. Фр. Д. Рузвельт высказывался за сбалансированный бюджет. Однако, как он признал позднее, иметь сбалансированный бюджет в 1933-1935 гг. означало совершить преступление против народа. Рузвельт признавал, что среди либеральных экономистов есть два крыла – сторонников сбалансированного и другого, неолиберального лагеря, признававшего законность расходов, направленных на улучшение положения бедствующего народа. Сам он занимал позиции последних, принимая идею так называемой «заправки насоса», при этом расходы бюджета США были увеличены с 1932 г. по 1940 г. более чем в два раза с 4,266 до 10,061 млрд. долл., а государственный долг увеличился с 22 до 36 миллиардов долларов. Консерваторы упрекали Рузвельта в социалистическом перевороте. До сих пор не утихают споры, насколько сильно было воздействие идей Дж. М. Кейнса на Новый курс. Большинство специалистов считают, что меры вмешательства государства в экономику были приняты Рузвельтом под воздействием реалий жизни. Что же касается идей бюджетного дефицитного финансирования, то она стала одним из основ Нового курса, в том числе под влиянием Кейнса. В 1934 году Кейнс после получения почетного звания в Колумбийском университете посетил Рузвельта, при этом в «Нью-Йорк таймc» появилась статья Кейнса, призывавшая не бояться дефицита, так как «старый порядок ушел в прошлое». Затем, в 1937 г, в своем послании Рузвельт, под давлением правых, считавших, что положение нормализуется, обещал вернуться к политике сбалансированного бюджета. В феврале этого же года Кейнс адресовал Рузвельту послание, в которой критиковал политику Правительства США за колебания. В 1938 году индекс промышленного производства упал на 14 %. 14 апреля 1938 г. Рузвельт призвал к увеличению государственных расходов, увеличению помощи безработным, созданию условий для доступности кредита. В дальнейшем Президент признал, что причиной нового кризиса стало сокращение бюджетных расходов в 1936-1937 гг. (Ф.Д. Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией. Смирнов А.В. , 30 апреля 2007 г.).
Вопросы:
1.С какой целью Дж. М. Кейнс рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования?
2. Является ли кейнсианская модель панацеей для всех времен и народов
3. В какой ситуации политику дефицитного финансирования нельзя применять?
4. Какова связь принципа дефицитного финансирования и современными долговыми экономиками?
Кейс 2 к теме 10-11.: Денежно-кредитная политика государства». (Две ставки денежно-кредитной политики РФ: ключевая ставка Банка России и ставка рефинансирования )(дата публикации: 14.09.2013 года ; дата актуализации: 30.01.2015 года).
За последние несколько лет термин «таргетирование инфляции» прочно вошел в экономическую жизнь страны, а 13 сентября 2013 года ЦБ РФ в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции ввел новое макроэкономическое понятие, новый инструмент денежно-кредитной политики – ключевую ставку Банка России.
Теперь в РФ есть ставка рефинансирования, которая имеет второстепенное значение, и ключевая ставка, которая имеет первостепенное значение. Что это за ставка и зачем ЦБ РФ ввел её для инфляционного таргетирования? Для начала определимся с финансовыми терминами.
Инфляция – это повышение уровня цен на товары и услуги, сопровождающаяся обесценением денег и понижением покупательной способности населения. При инфляции на одну и ту же сумму денег через некоторое время можно купить меньше тех же самых товаров и услуг, чем ранее. Таким образом, ценность одной и той же купюры со временем падает.
Слово «таргетирование» происходит от английского target (цель, мишень) и targeting (установление целевых ориентиров и стремление их достичь). Таргетирование инфляции в переводе на русский означает регулирование уровня инфляции в стране с помощью установления целевых ориентиров роста денежной массы и других показателей для достижения планируемых результатов. Устанавливаются пределы роста нескольких показателей, вырабатываются способы воздействия на эти показатели и достигается контроль над уровнем инфляции. Таргетирование инфляции – комплекс мер, выражающийся в выборе экономических «мишеней», на которые необходимо воздействовать, чтобы достичь планируемого уровня инфляции 3 сентября 2013 года Совет директоров Центрального Банка России в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции принял решение о совершенствовании инструментов денежно-кредитной политики и о реализации такого комплекса мер, а именно:
1) введена ключевая ставка Банка России путем унификации (уравнивания) минимальной процентной ставки по операциям предоставления денежных средств банкам на аукционной основе на срок 1 неделя и максимальной процентной ставки привлечения средств от банков на депозит в ЦБ РФ на срок 1 неделя на аукционной основе;
2) изменилась роль ставки рефинансирования в системе инструментов Банка России;
3) сформировался коридор процентных ставок Банка России и модернизировалась система инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора.
С 16 сентября 2013 года максимальная процентная ставка по депозитным операциям Банка России на срок 1 неделя (ставка привлечения денег на аукционной основе) выравнялась с уровнем минимальной процентной ставки по предоставлению денежных средств на аукционной основе на срок 1 неделя и в то время (2013 год) стала равна 5,5% годовых. И именно эту ставку Банк России объявил ключевой ставкой денежно-кредитной политики.
Ключевая ставка – это ставка в процентах годовых, по которой Центральный банк Российской Федерации предоставляет банкам денежные средства в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства на одну неделю. И это был завершающий шаг в формировании коридора процентных ставок Банка России, основным элементом которого стала ключевая ставка Банка России.
Однако сейчас абсолютно понятно, что в 2013 году ЦБ РФ не мог спрогнозировать развитие нынешних событий, для которых, судя по всему, нужны новые меры денежно-кредитной политики, новые экономические решения и правильные политические ходы.
История изменения ключевой ставки:
- с 11.00 утра мск 03 марта 2014 года ЦБ РФ повысил ключевую ставку с 5,5% до 7,0% годовых;
- с 28 апреля 2014 года ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 7,5% годовых;
- с 28 июля 2014 года – до 8,0% годовых;
- с 05 ноября 2014 года – до 9,5% годовых;
- с 12 декабря 2014 года – до 10,5% годовых;
- в ночь на 16 декабря 2014 ключевая ставка поднята до 17%;
- с 02 февраля 2015 года ключевая ставка составляет 15% годовых.
В сентябре 2013 года ставки по операциям Банка России постоянного действия по абсорбированию и предоставлению ликвидности на срок 1 день образовали, соответственно, нижнюю (4,5 % годовых на 16 сентября 2013 года) и верхнюю (6,5% годовых) границы процентного коридора, симметричные относительно ключевой ставки. При принятии Банком России решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора будут автоматически сдвигаться на величину её изменения. Банк России определил ширину процентного коридора в 2 процентных пункта. Процентный коридор – это основа системы процентных ставок современной денежно-кредитной политики ЦБ РФ. величину её изменения. Банк России определил ширину процентного коридора в 2 процентных пункта. Процентный коридор – это основа системы процентных ставок современной денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Банк России намерен использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора. К 01 января 2016 года Банк России планирует скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. Пока же ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение. В 2013 году ЦБ РФ логично решил не объявлять о резком снижении ставки рефинансирования, так как это могло бы привести, скорей, с росту инфляции, нежели к её сокращению. Есть ощущение, что такой шаг был мотивирован постулатами из области экономической психологии. Однако уже сегодня ключевая ставка Банка России значительно превышает ставку рефинансирования, а события в экономике меняются с калейдоскопической скоростью.
Таргетирование инфляции – это чуть ли не «священная корова» современной экономической мысли. Но для регулирования имеющейся в РФ инфляции, которая во многом стала результатом международных санкций и иных «недружественных мер», действий одного Центрального банка, пожалуй, мало. Сырьевая экономика, малопривлекательная с инвестиционной точки зрения, сокращающееся производство оборудования и товаров конечного потребления, зависимость производства от импорта, слабая поддержка предпринимательства, высокий уровень коррупции, отток капитала, «утечка мозгов» и всё более проблемный международный имидж России снижению инфляции не способствуют. Нужны комплексные экономические и, главное, политические решения.
Вопросы:
1) Если таргетирование инфляции до сих пор остается тактической целью денежно-кредитной системы ЦБ РФ, то что является его стратегической целью?
2) Что на самом деле означает манипуляция двумя ставками денежно-кредитной политики РФ: ключевой ставкой Центрального Банка России и ставка рефинансирования ?
Пример интерактивного задания для семинарского занятия.
Студенческая группа делится на три команды: сторонники увеличения налоговых ставок для домохозяйств, противники этого нововведения и эксперты. Каждая команда должна предоставить доказательства своей позиции на момент проведения бизнес-игры на базе актуальной национальной статистики.
9. Балльная система оценки знаний
Работа на семинарских занятиях – 10 баллов
Контрольная работа – 40 баллов
Групповой проект (бизнес-план) – 80 баллов
Экзамен – 80 баллов
Итого максимум – 200 баллов.
Переход от баллов к официальной системе оценки знаний студентов осуществляется в соответствии со следующей нормативной шкалой:
∑ баллов => 85% - «5»
65% <= ∑ баллов < 85% - «4»
40% <= ∑ баллов < 65% - «3», зачет
20% <= ∑ баллов < 40% - «2»
∑ баллов < 20% - «1».
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
• LCD-проектор и ноутбук в лекционную аудиторию на каждое занятие
• Микрофон в лекционную аудиторию на каждое занятие
• LCD-проектор и ноутбук в семинарские аудитории на занятия, посвященные дебатам и промежуточному контролю студенческих проектов
Программа одобрена на заседании УМЦ преподавания экономических дисциплин на естественных и гуманитарных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова (Протокол №9 от 1 июня 2016 года).