Описание:Содержание курса:
1. Темы и краткое содержание:
Тема 1. Определение восприятия и ощущения. Основные характеристики этих процессов.
Восприятие как процесс формирования перцептивного образа и как процесс информационного обеспечения поведения. Проблема восприятия. Теория восприятия как часть общепсихологической теории. Основные феномены восприятия. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа. Неосознаваемость процессов формирования образа. Психофизические и психофизиологические исследования феноменов восприятия. Примеры физиологических (одновременный контраст, решетка Германа, иллюзия водопада) и когнитивных объяснений (влияние культурно-исторических традиций, перцептивного контекста, доминирующей установки) процессов восприятия.
Понятие ощущения. Ощущение как элемент образа и как элементарный образ. Сенсорная основа перцептивного образа. Критерии выделения сенсорных качеств. Классификации ощущений и сенсорных систем.
Двуплановый характер процессов восприятия.
Тема 2. Теоретические подходы к исследованию восприятия.
Структурализм.
Гештальт-теория.
Экологический подход Дж. Гибсона.
Конструктивисткие теории (теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория перцептивной готовности Дж. Брунера, перцептивный цикл У. Найсера).
Информационный подход Д. Марра.
Тема 3. Психофизика.
Задачи психофизики. Характер психофизических законов. Измерение психологических величин. Типы шкал.
Косвенное измерение интенсивности ощущений. Пороги ощущений. Виды порогов: нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, разностный порог, относительный порог. Чувствительность. Субсенсорный диапазон чувствительности. Методы измерения порогов (метод установки, метод границ, метод констант). Закон Фехнера (постулаты, вывод.).
Прямое измерение ощущений. Критика Стивенсом постулатов Фехнера. Проблема экспериментального подтверждения основного психофизического закона. Закон Стивенса. Методы прямого шкалирования. Метод кроссмодальных сравнений. Место стимула в измерительных процедурах Фехнера и Стивенса.
Статистический характер порогов. Зависимость порогов от несенсорных факторов. Статистическая теория обнаружения сигнала. Основные понятия: сигнал, шум, состояние и реакция сенсорной системы, критерий и правило принятия решения, матрица ответов, факторы, влияющие на положение критерия, рабочая характеристика приемника, понятие чувствительности в ТОС. Метод «да-нет», метод двухальтернативного вынужденного выбора.
Тема 4. Восприятие пространства.
Проблема восприятия третьего измерения. Конструктивисткий и экологический подходы к решению проблемы.
Конструктивисткий подход: зрительные признаки удаленности и глубины как конструкт для восстановления утерянного третьего измерения. Монокулярные, трансформационные и оптические зрительные признаки. Примеры и демонстрации. Бинокулярные зрительные признаки: бификсация; корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки; фузия; теоретический гороптер; эмпирический гороптер, зона Панума. Устройство стереоскопа. Механизмы стереозрения. Стереограммы Юлеша. Автостереограммы.
Экологический подход: градиент плотности текстуры поверхности как инвариант структуры оптического строя для оценки удаленности и глубины. Эксперимент Дж. Гибсона с виртуальным оптическим тоннелем.
Тема 5. Восприятие движения.
Проблема восприятия движения как проблема различения движущихся и неподвижных объектов, проблема восприятия собственного движения относительно окружающей среды и проблема адекватного и иллюзорного восприятия.
Феномены восприятия движения: луминг; кинетический эффект глубины; биологическое движение;
Проблема источника информации о движениях глаз наблюдателя. Сравнительный анализ афферентной теории Шеррингтона, эфферентной теории Гельмгольца.
Когнитивный подход: оценочная теория МакКея.
Экологический подход: глобальные и локальные возмущения оптического строя для восприятия собственных движений наблюдателя и движений объекта в среде.
Зрительные иллюзии движения: автокинетическая иллюзия, индуцированное движение, послеэффект движения, стробоскопическое движение. Когнитивные и сенсорные механизмы, лежащие в основе иллюзорного восприятия движения.
Тема 6. Константность восприятия.
Проблема константности восприятия. Виды константности. Примеры, поясняющие проблему константности восприятия. Измерение константности
( формула Брунсвика-Таулесса).
Теоретические подходы к изучению константности и их экспериментальное исследование.
Конструктивизм: А. Ядерно-контекстная теория (ядерный признак, контекстные признаки, принцип обработки информации). Эксперимент А. Холуэя и Э. Боринга. Факторы, влияющие на коэффициент константности. Объективная и интроспективная установки. Неоднозначность понятий видимого размера и видимой формы. Б. Теория перцептивных отношений в восприятии. Взаимодействие перцептивных параметров образа. Уравнение взаимодействия воспринимаемого размера и воспринимаемой удаленности. Феномены, подтверждающие теорию перцептивных отношений: закон Эммерта; иллюзия Шеппарта; эксперимент В. Иттельсона; комната А. Эймса. В. Влияние экологической и социокультурной сред на формирование перцептивного опыта субъекта. Оптико-геометрические иллюзии и константность восприятия. Художественные приемы изображения трехмерного пространства на плоскости.
Экологический подход Дж. Гибсона: стимульные инварианты, задающие непосредственно размер и форму объекта, учет характера оптической среды.
Тема 7. Предметность восприятия.
Исследования адаптации восприятия при трансформации сетчаточных изображений. Методические способы и виды трансформаций. Адаптация к искажениям у человека и животных. Реадаптация.
Исследования адаптации к инвертированному зрению. Эксперименты Дж. Стрэттона, И. Колера, А. Логвиненко.
Исследования адаптации к псевдоскопическому зрению. Псевдоскопические эффекты, творческий характер процесса восприятия. Принцип правдоподобия. Эксперименты Б. Компанейского, В. Столина.
Протезирование зрения.
Кросскультурные исследования восприятия.
Тема 8. Перцептивное научение.
Нативизм и эмпиризм: философская проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Факты, подтверждающие как нативисткую так и эмпирическую точки зрения на проблему врожденного и приобретенного в восприятии. Современная точка зрения.
Проблема процесса перцептивного научения. Перцептивное научение с точки зрения ответно-ориентированных, стимульно-ориентированных и когнитивно-ориентированных теорий: обогащение, дифференциация, навыки извлечения и обработки информации.
Экспериментальные исследования перцептивного научения. Наблюдения за слепорожденными пациентами. Исследования восприятия формы, глубины и константности размера у младенцев и животных.
Роль собственных движений в перцептивном научении. Роль движений глаз в восприятии. Эксперименты А. Ярбуса: эффекты стабилизации ретинального изображения; движения глаз при восприятии сложных изображений.