Описание:Спецкурс предназначен для студентов четвертого или пятого курса философского факультета.
Показывает, что в концепции Левинаса первостепенное значение имеет телесность субъективности. Как телесная, субъективность неразрывно связана со временем. Анализируется «Предисловие» к работе Левинаса «Тотальность и бесконечное», в котором автор сам называет метод своей работы феноменологическим и в то же время высказывает неудовлетворенность гуссерлевской феноменологией, тут же упоминая, что его работа несет глубокие следы влияния Франца Розенцвейга. На основании этого обсуждаются мотивы неудовлетворенности Левинаса гуссерлевской феноменологией.
Показывается, что Левинас ищет средства для описания такого опыта, который уже несет в себе свидетельство того, что объект этого опыта нередуцируем к сознанию «Я». Это – опыт встречи с Другим, который Левинас (ссылаясь на Декарта) описывает как опыт встречи с Бесконечным. Анализируется понятие «метафизического желания», которое, как разъясняет Левинас, не является отношением субъекта к некоему объекту.
Другой, радикально Другой, о котором говорит Левинас – это прежде всего чужестранец, человек без прав, невинная жертва. Здесь отчетливо видна преемственность с темами, поднятыми Когеном в его «религии разума». Но именно такого Другого принять труднее всего. В то же время в качестве Другого в текстах Левинаса и выступает собственный сын, в какой-то мере в качестве Другого выступает женщина. Обсуждается внутренняя связь этих обликов Другого, показывается, что он не исчерпывается никаким конкретным обликом.
Рассматриваются темы травмы, которую наносит Самотождественному открытие Другого, вины, заложничества. Показывается, что образ Другого у Левинаса раскрываемый (в отличие от Когена и Розенцвейга), словами символами: Лицо, Обнаженность, Беззащитность, Вина, создает устойчивую ассоциацию: Другой – это жертва, мучения которой делают Самотождественного неизбывно виновным.
Обращается внимание на раскрытие Левинасом темы «интериорности», отделения, «у себя», человеческой жизни как наслаждения окружающими вещами и занятиями. Показывается, что развитие этих тем у Левинаса является критикой Гуссерля и Хайдеггера.
Особое внимание уделяется в спецкурсе левинасовским «Талмудическим лекциям». Обсуждается вопрос, какое они имеют значение для реконструкции философского учения Левинаса, и показывается, что эти тексты (прежде всего сам факт их появления) имеют решающее значение для понимания левинасовской концепции истории. Именно левинасовская идея «суда над историей» и особого вневременного измерения «эсхатологического времени» объясняют намеренный анахронизм его интерпретаций талмудических текстов.
Отмечается особенность левинасовских интерпретаций. Левинаса не беспокоит проблема герменевтического круга, и это свидетельствует о том, что он в своих «Талмудических лекциях» выступает не как исследователь, а как продолжатель традиции, тот, в ком и через кого жива традиция.
Литература:
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
Левинас Э. Тотальность и бесконечность // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. – М. – СПб., 2000. – С.66 – 291.
Левинас Э. Трудная свобода // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. - М.,2004. – С.319 – 405.
Эммануюль Левинас: путь к Другому. СПб., 2006.
Махлин В.Л. Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии ХХ в. – М.: Лабиринт, 1997. – 254 с.
Розенцвейг Ф. Об одном месте из диссертации М. Бубера // Философские науки. – 1995, № 1. – С. 136 – 139.
Розенцвейг Ф. Новое мышление // Махлин В.Л. Я и Другой: истоки философии «диалога» ХХ века. – СПб., 1995.
Ямпольская А. Эмманюэль Левинас. Философия и биография. Киев, 2012.
Темы для написания рефератов по философии Э.Левинаса и для самостоятельной работы над текстами Левинаса.
1. Левинас и Гуссерль
2. Левинас и Хайдеггер
3. Образ женщины в трудах Левинаса
4. Понятие «следа» у Левинаса и Дерриды
5. Деррида как сочувственный критик Левинаса
6. Язык и речь: философия диалога и аналитическая философия
7. Диалогическая философия Левинаса и Бубера: в чем не согласны эти философы
8. Асимметричность отношения Я и Другого: требование этики?
9. Значение понятия отделения для философии диалога
10. «Насилие беззащитности»
11. Значение темы телесности в философии Левинаса
12. Афины и Израиль в мышлении Левинаса
13. Этика и культ у Канта и Левинаса
14. Розенцвейг и Левинас как критики европейской философской традиции
15. Левинас как наследник европейской философской традиции.
16. Тема насилия в философии Левинаса
17. Этика и политика в философии Левинаса
18. Идея мессианства в интерпретации Левинаса.