Описание:Обязательный курс базовой части учебной программы для студентов отделения религиоведения:
Тема 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
Содержание темы:
1.Эстетика как область знания и ее предмет. Основные фазы истории эстетики.
2.Классификация форм эстетической рефлексии. Понятие классической эстетики.
3.Источниковедческая идентификация классической эстетики.
4.Роль эстетических категорий как главных форм накопления рефлексивных знаний.
5.Культурно-психологические типы личности и применимость эстетических категорий в расчете эстетических референций.
6.План и задачи курса эстетики.
Задания для самостоятельной работы:
Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.
Тема 2
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
Содержание темы:
1.Представление о хронологии античной эстетики.
2.Пифагор и эстетические проблемы в пифагорейском учении. Акт эстетического знания. Начало эмпирических исследований в области эстетической коммуникации. Два типа музыкального подражания.
3.Гераклит Эфесский. Стиль как ключ к познанию вечного логоса.
4.Демокрит Абдерский. Атомы, пустота, ощущения, искусство как подражание и внутреннее искусство философии Демокрита.
5.Эстетическое происхождение философии Платона. «Государство» и «Тимей». Способности души. Истинное искусство и его отношение к науке. Художественные характеристики текстов Платона как ключ к его эстетике
6.Аристотель: роль эстетических проблем в его философии. Эстетическое значение формы, материи и лишенности в «Физике». Данный художник как единственная причина данного произведения искусства: онтологическое и психологическое значение. Эстетическое значение Первого движущего в «Метафизике» и проблема определения совершенного в своем роде. «Поэтика» как развернутая теория эстетической коммуникации.
7.Плотин: искусство в контексте теории эманации универсальная субстанциальная роль творящего художника.
Задания для самостоятельной работы: Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.
Тема 3
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЭСТЕТИКА:
ЕЕ СПЕЦИФИКА И РОЛЬ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЗНАНИИ
Содержание темы:
1.Философствование и теологизирование: преемственность и различие. Отношение теологической и эстетической рефлексии.
2.Августин Аврелий: становление основных тем эстетической рефлексии в рамках христианской теологии. Творение. Предопределение. Время. Совершенство субстанций. Иерархия субстанций. Внутренний человек: христианская концепция личности. Понимание природы и роли искусства.
3.Боэций: реабилитация философии. Платон и Аристотель. Эстетическое значение основных философских проблем: вера и разум, универсалии. Изменения в понимании искусства.
4.Фома Аквинский как универсальный выразитель эстетического содержания средневековой христианской мысли. Понимание субъекта как основного типа реальности, данной человеческому познанию. Система познания и роль в ней внутреннего чувства. Понимание искусства. Основные фазы творческого процесса.
5.Ответственность художника. Готика и схоластика.
Задания для самостоятельной работы: Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.
Тема 4
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕНЕССАНСА:
СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА
Содержание темы:
1.Ренессанс как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени: преемственность и инновации в формах жизни и формах мышления.
2.Антропоцентризм: становление нового типа бытийственного эстетизма и его последствия для эстетического дискурса. Природа расширения эстетического опыта в эпоху Ренессанса.
3.Гуманизм: становление нового типа эстетического исследования и новых форматов эстетического текста. Грамматология и новый подход к геременевтике. Жизеописания: укоренение биографического метода в исследовании эстетических явлений.
4.Титанизм: становление нового типа творческой психологии и творческого самосознания. Феномен мастерских текстов и их роль как источника эстетического исследования творчества. Бенвенуто Челлини: индивидуальная локализация титанизма.
Задания для самостоятельной работы: Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.
Тема 5
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Содержание темы:
1.Проблема методологической рефлексии как диспозиционная характеристика культурно-психологического типа современного европейского человека. Отношение проблемы метода к эстетическим исследованиям: место эстетической рефлексии в системе знания и построение проектов художественной и исследовательской методологии.
2.Бэкон, индуктивный метод и развитие британской эмпирической эстетики. Проблема эмпирической верификации эстетических категорий. Вкус как эмпирически данная коммуникативная проблема. Способы исследования многообразия явлений вкусовой регуляции поведения. Аддисон и журнал «Спектейтор».
3.Декарт, дедуктивный метод и особенности мнтерпретации Аристотелевой поэтики в классицизме. Буало и классицистическое понимание художественного метода. Коммуникативная природа классицистических единств.
4. Отношение к ценностям античного искусства в Германии. Винкельман и Лессинг о понимании античного искусства. Разведение живописи и поэзии в «Лаокооне» Лессинга. Философия Лейбница и феномен стиля барокко. Появление эстетики как отдельной дисциплины: конкретно-исторический и общий анализ.
Задания для самостоятельной работы: Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.
Тема 6
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС РОМАНТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Содержание темы:
1.Происхождение критической эстетики Канта. Разведение эстетической и дискурсивной ясности. Роль трансцендентальной эстетики. Значение эмоции возвышенного в «Критике практического разума». Эстетические проблемы в «Критике способности суждения».
2.Проблема определения эстетики в «Лекциях по эстетике» Гегеля. Форма и содержание произведения искусства. Исторические стадии развития искусства. Классическая и романтическая целостность.
3.Психологические корни романтизма. Средние века и Восток как альтернативы рационализму. Роль воображения и фантазии в познании. Творческое воображение как квинтэссенция поэзии и поэзия как сущность философии. Философия как теория поэзии.
4.Свободная воля-к-форме как принцип незавершенного совершенства человеческого и художественного существования. Открытость романтического произведения Романтизм и традиционные формы религиозности. Романтизм и традиционные формы морали. Романтизм и положение творческой личности в социуме.
5.Романтики и Ницше. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре по Ницше. Влияние идей Ницше на художественную практику. Ницше и Вагнер. Ницше и Достоевский. Влияние Ницше на эстетическое сознание Европы ХХ века.
Задания для самостоятельной работы: Чтение и приобретение опыта концептуальной интерпретации предложенных источников.