Описание:Спецкурс для студентов философского факультета, специализирующихся по кафедрам онтологии и теории познания и философии и методологии науки.
Введение: невозможность решать эпистемологические проблемы (например: субъект познания; априорное и апостериорное, эмпирическое и рациональное в познании) без обращения к истории науки. Две модели исторического развития познания: континуалистская и дискретная. Споры о том, образует ли научное познание автономную сферу работы человеческого духа, независимую от других сфер культуры. Невозможность разрешения этих проблем без осмысления истории научного познания и того, как в ней формировались идеи, составившие фундамент классической науки.
Социокультурные типы знания и тема историчности субъекта познания в неклассической эпистемологии. Взаимосвязь науки, метафизики, теологии и культуры в развитии человеческого познания.
Важным материалом для рассмотрения проблемы того, является ли развитие научного мышления автономным, может служить становление древнегреческой математики, которая, в отличие от восточной, являлась дедуктивной системой.
Становление дедуктивного метода в древнегреческой математике: связь математического и философского развития. Вклад пифагореизма и философии элеатов в развитие дедуктивного метода.
Платоновское учение об идеях и обоснование статуса математических объектов. Характер греческой теоретической математики. Платон о двух арифметиках и двух геометриях. Определение единицы в «Началах» Евклида и платоновское понимание числа.
Развитие идеала дедуктивной науки. Идеальные сущности как объясняющие принципы: необходимость опосредований между объясняющим и объясняемым. Платон о геометрии и астрономии. Особенности геометрии по сравнению с арифметикой. Платон о пространстве. Платоновская программа для астрономии. Реализация этой программы в античной и средневековой астрономии.
Космология Платона как опыт формулирования математических гипотез о материальном мире.
Отношение к бесконечности в классической античной философии и математике. Аристотель об актуальной и потенциальной бесконечности: более высокий онтологический статус конечного по сравнению с бесконечным.
«Геометрическая алгебра» и запрет на применение арифметических рассуждений в геометрии. Греческое понимание числа: различение числа, величины (делимой до бесконечности), отношений между числами и отношений между величинами. Различие между пониманием числа в античной математике и европейской математике Нового времени.
Аристотелевская физика как учение о движущихся природных телах. Особенности аристотелевской концептуализации движения и характера его аргументации в рассуждениях о природе. Особенности аристотелевской физики и космологии.
Отличительные особенности средневековой науки. Переосмысление аристотелевской физики. Учение об импетусе. Учение о «широте форм». Изменения в понимании бесконечного.
Заключение: идея «исторических априори» и проблемы, которые она ставит перед эпистемологией.
Литература
Аристотель. Физика. О небе. Соч. в 4-х тт. Т.3.
Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб., 2007.
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: От Античности до XVII века. – М., 1976. Гл.3. «Эксперимент и теория в эпоху европейского средневековья».
Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
Брадвардин Ф. О континууме // Вопросы философии. 2005, № 5.
Бычков С.Н. «Греческое чудо» и теоретическая математика. М.,РГГУ, 2007.
Визгин Вик.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982.
Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. - М., 1989.
Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: Университетская книга. 2000. – 319 с.
Гайденко П.П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея //Рациональность на перепутье. - Кн.2. - М.,1999. - С.29 – 64.
Евклид. Начала.
Иванов К. История неба // Логос. – 2003, № 3 (38). - С.3 – 65.
Кузанский Н. Об ученом незнании. // Соч. в 2-х тт. Т.1.
Орем Н. Трактат о конфигурации качеств.
Платон. Государство. Тимей. Флеб. Соч. в 3- х. тт. Т.3.ч.1.
Плутарх. Какой смысл вложил Платон в утверждение, что Бог всегда остается геометром // Плутарх. Застольные беседы. – Л.,1990. - С.138 – 141.