Описание:ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Литература по всему курсу: Новая философская энциклопедия.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Занятие 1. Введение.
Введение: истоки философии науки и истоки европейской науки. Превращение математики в дедуктивную науку. Платон о статусе математических объектов. Единица и единое. Роль математики в познании. Проблема бесконечности, различение потенциальной и актуальной бесконечности у Аристотеля.
Рекомендуемая литература:
Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000. Гл. 1, 2, гл.5 с. 132 – 152, 156 – 162, 187 – 194. Гл.6, с.226 – 255.
Сабó А. О превращении математики в дедуктивную науку и о начале ее обоснования // Историко-математические исследования. Вып. XII. М., 1959. С.321-392.
Занятие 2- 3.
Общее понятие позитивизма. Основные черты позитивной науки по Конту: отказывается от вопроса почему?, ставит только вопрос как?; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества.
Три стадии развития позитивизма.
Особенности второй стадии (формы) позитивизма: стремление очистить физику от примеси метафизических понятий; отход от индуктивизма; постановка проблемы структуры и функций физической теории; постановка проблемы языка, которым пользуется физическая теория, и критериев его выбора; стремление обезопасить будущее развитие науки от перспективы повторения научных революций.
Пуанкаре о роли гипотез, свободных конструкций разума и опыта в познании.
Характер геометрических аксиом: являются ли они априорными синтетическими суждениями? какое отношение они имеют к опыту?
Что является критерием оценки различных систем геометрических аксиом, с точки зрения Пуанкаре?
Как соотносятся между собой геометрическое пространство и пространство нашего обыденного опыта?
Как оценивает Пуанкаре возможность опытной проверки систем геометрических аксиом на соответствие действительности.
Понятие конвенционализма.
Общее понятие о логическом позитивизме. Круг проблем, которые пытался разрешить логический позитивизм. Р.Карнап «Эмпиризм, семантика и онтология».
Что значат термины «эмпиризм», «семантика», «онтология». Каким образом семантика создает проблему для эмпиризма, и какое отношение имеет к этому математика?
Что такое «языковые каркасы»? Чем отличаются внутренние и внешние вопросы существования? Каковы основания принятия системы объектов и принятия утверждения о существовании некоторых объектов в некотором языковом каркасе?
Обязательная литература:
Пуанкаре А. Наука и гипотеза. Часть 1. Часть 2. // Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология. http://philosophy.ru/library/carnap/02.html
Карнап Р. Преодоление метафизики методом логического анализа языка. http://philosophy.ru/library/carnap/01.html
Рекомендуемая литература:
Новая философская энциклопедия.
Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Пресс, 2003.
Философия науки. Под ред. Липкина А.И. М., 2007. Гл.3,5.
Занятие 4- 5.
Отношение к метафизике в логическом позитивизме. Работа Р.Карнапа «Преодоление метафизики методом логического анализа языка».
Философия Л.Витгенштейна как теоретический источник логического позитивизма и (во многом) постпозитивизма. «Средний» период творчества Витгенштейна: размышления над проблемами философии математики. Критика математического платонизма. Сравнение вопросов: «что такое число?» и « что такое шахматный король?». Отказ от аналогии между доказательством и экспериментальной проверкой. Функция доказательств. Математические предложения как правила различных языковых игр. Математика как совокупность разнообразных техник вычисления.
«Поздний» период творчества Витгенштейна: понимание языка, значения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 22 НОЯБРЯ
Л. Витгенштейн «Философские исследования»
Общая методическая рекомендация: чтобы понять Витгенштейна, попробовать реконструировать ту позицию, с которой он в данном фрагменте текста спорит
1. Какую цель ставит перед собой Витгенштейн в начальных параграфах «ФИ»?
2. Что такое «языковая игра»?
3. Придумайте пример «языковой игры»
4. Приведите пример того, что не является «языковой игрой». Как можно было бы модифицировать этот пример, что добавить, чтобы он превратился в пример «языковой игры»?
5. Какое представление о языке является мишенью критики Витгенштейна?
Замечание: последний абзац параграфа 15 по-моему, надо было перевести так
«Так или примерно так имя обозначает некоторую вещь, имя дается вещи. – На это часто бывает полезно указать, когда мы, философствуя, говорим себе: дать чему-то имя подобно прикреплению ярлыка»
6. Какой смысл имеет сравнение языка с городом (параграф 18)?
7. Какую цель преследуют рассуждения о языке, состоящем только из приказов, или только из вопросов, и т.п.?
8. На основании чего Витгенштейн заявляет о бесчисленном множестве типов предложений? Чем именно одни из его примеров (параграф 23) отличаются от других?
9. Что, по мнению Витгенштейна, упускается в представлении, что обучение языку состоит в наименовании пред метов? Чего не хватает указательному определению?
10. Как осуществляется «указание на форму (цвет и т.п.)»? Согласен ли Витгенштейн считать, что это происходит благодаря особому «переживанию» (или намерению) того, кто указывает?
11. Как вы понимаете утверждение, что «философские проблемы возникают, когда язык пребывает в праздности» (конец параграфа 38)? Каким образом оно вытекает из предшествующих рассуждений?
12. С чем связано появление в тексте рассуждения о «простом»? Как они связаны с предыдущими рассуждениями? Итог этих рассуждений (параграфы 48 – 50, 55, 59, 60).
13. Как вы понимаете тезис параграфа 43?
14. Как Витгенштейн характеризует ПРАВИЛА «языковой игры» (параграфы 53,54)?
15. Роль образцов как инструментов языка
16. Анализ высказывания «красное существует»
17. Какой смысл, с вашей точки зрения, имеет пример в параграфе 60? Какую проблему обсуждает тут Витгенштейн?
18. Предлагаемое понимание языка. Концепция «семейного сходства» (параграфы 65 – 71)
19. Значение «точности» (параграф 88). Против каких представлений направлены эти рассуждения? Какой образ языковых правил стоит за ними?
Следующее задание:
«Видение в аспекте». Проблема следования правилу. Параграфы 185 – 190. Что за проблема в них обсуждается?
Параграфы 199 - 202
Фрагменты иp «Философских исследований»
Обязательная литература:
Витгенштейн Л. Философские исследования. Параграфы 1 – 85//Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/analiticheskaja_filosofija/vitgenshtejn_l_filosofskie_raboty_chast_i/28-1-0-2107
Витгештейн Л. Замечания по основаниям математики. Раздел VI // Хинтикка Я. О Витгенштейне. М.: Канон+, 2013. С.225 – 271.
Фрагменты из «Лекций по основаниям математики».
Рекомендуемая литература:
Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. М.: Канон+, 2010.
Сокулер З.А. Людвиг Витгештейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный, 1994. http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm или http://www.bim-bad.ru/docs/sokuler_vittgenstein.pdf
Занятие 6.
1. Общее понятие о постпозитивизме. Основные идеи постпозитивистской философии науки: А) Философия науки должна исследовать развитие научного знания; полностью завершенными являются лишь ложные теории. Б) Научное знание целостно; теоретический и эмпирический уровень взаимосвязаны; любое эмпирическое утверждение обусловлено соответствующей теорией – «теоретически нагружено». В) Метафизические концепции тесно связаны с научным знанием: оказывают стимулирующее воздействие на развитие науки; входят в само тело науки. Г) Развитие научного знания некумулятивно (т.е. это не только накопление (кумуляция) знаний, но и опровержение концепций, до того признававшихся истинными). Д) Философия науки должна ориентироваться на историю и социологию науки.
«Критический рационализм»: фаллибилизм, фальсифицируемость как критерий научности, модель развития познания методом проб и ошибок. Идея «третьего мира», аргументы в поддержку этой идеи. Критика «бадейной теории познания». Понятие об «эволюционной эпистемологии.
Обязательная литература:
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С.240 – 289, 439 - 480. (или: Поппер К. Предположения и опровержения. Гл.1. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. Гл.3. Параграфы 1 – 7.)
Рекомендуемая литература:
Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии // Эволюция. Язык. Познание /Под общей ред. И.П.Меркулова. М., 2000. С.15-41
Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. – 1997, № 11. – С.90 – 104.
Поппер К. Неоконченный поиск: Интеллектуальная биография. – М.: РОССПЭН, 2000.
Поппер К. Естественный отбор и возникновение разума// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С.75 -91.
Занятие 7.
Философские идеи А.Эйнштейна. А.Эйнштейн о роли философии в развитии науки, о мотивации научного творчества, соотношении науки и религии, соотношении между экспериментальными данными и теориями (как свободными конструкциями ума).
Обязательная литература:
Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Том IV. М., 1967. «Мотивы научного исследования» (с. 39 – 41); письма к М.Соловину от 30.III.52 и от 7.5.52 (с.567 – 570); «Религия и наука» (с.126 – 129) «Природа реальности. Беседа с Рабиндранатом Тагором» (с.130 – 133) «О науке» (с. 142 – 143).
Рекомендуемая литература:
Холтон Дж. Мах, Эйнштейн и поиск реальности // Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981. – С.73-119.
Занятие 8.
Критика классической математики в интуиционизме: отказ от понятия актуальной бесконечности; от неограниченного использования закона исключенного третьего; от доказательств от противного. Интуиционистские требования к доказательствам существования: доказательство должно предъявлять соответствующий объект или задавать процедуру его поиска (построения). Конструктивизм.
Формализм Д.Гильберта и судьба этой программы. Идея формализации, различие между формализацией и аксиоматизацией. Различение языка и метаязыка, математики и метаматематики. Требование Гильберта к метаматематической теории: финитность. Идея метаматематического доказательства непротиворечивости формальной арифметики. Теоремы К.Гёделя и судьба программы формализма.
Обязательная литература:
Вейль Г. О философии математики. М., 2005. Стр. 9 – 24, 67 – 91
Гильберт Д. «О понятии числа»; «Об основаниях логики и арифметики»; «О бесконечном»; «Обоснования математики»; «Проблемы обоснования математики» // Гильберт Д. Основания геометрии. – М.-Л., 1948 - С.315 – 399.
Рекомендуемая литература:
Клини Ст. Введение в метаматематику. – М., 1957 – С.11 – 63.
Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной (ультраинтуиционистской) программе основания математики в естественнонаучном мышлении // Вопросы философии. – 1996, № 8. – С.100 – 136.
Рид К. Гильберт. – М., 1977. – 367 с.
Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. – М., 1966. – С.11 – 28; 238 – 418.
Занятие 9.
Концепции И.Лакатоса и П.Фейерабенда. Чем должна быть философия науки: поиском незыблемого основания или механизмов развития? Философия математики Лакатоса: математика – развивающееся, трансформирующееся знание. Историческая изменчивость критериев строгости. Роль проблем для развития математических понятий, «потенциальные фальсификаторы» математических теорий.
1. Как вы оцениваете лакатосовскую критику формализма в философии математики?
2. Что Лакатос понимает под «неформальной квазиэмпирической математикой», насколько ее исследование может быть значимо для философии математики вообще? Для чего используется термин «квазиэксперимент»?
Контрольные вопросы по работе Лакатоса "ДОказательства и опровержения"
3. Как понимается «эвристика»?
4. Что такое «сдвиг проблемы»?
5. Что такое «доказательство»? Что делает «доказательство»?
6. Что такое «контрпример», чем локальный контрпример отличается от глобального контрпримера?
7. Лакатос о соотношении контрпримеров и определений
8. Плюсы и минусы метода «устранения монстров»
9. Как понимаются «рожденные доказательством» понятия и теоремы?
10. В чем состоит «метод доказательств и опровержений»?
11. Связь «роста содержания» и фальсификаций: Поппер и Лакатос
12. «Наивная» догадка и «дедуктивная» догадка
Есть ли нечто общее в подходе к философии математики Лакатоса и Витгенштейна
Обязательная литература:
Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ. М., 1995. С.51 – 89, 116 – 153. http://www.scorcher.ru/art/theory/any/lacatosh.php
Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. М., 1967.
Лакатос И. Бесконечный регресс и обоснование математики <перевод с сокращениями> // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996. С.106-135.
Рекомендуемая литература:
Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избр. Труды по методологии науки. М., 1986. С.126 -147 (можно по диагонали), с.126 -147.
Занятие 10 - 11. Концепция «научных революций» Т.Куна. Понятия парадигмы, научного сообщества, нормальной науки. Характер работы ученого в «нормальной науке». Защита тезиса о теоретической нагруженности языка наблюдения. Трактовка научной революции. Невозможность описать научную революцию на языке концепций научной рациональности. Научная революция как смена картин мира и смена элит в науке. Роль социально-психологических факторов в оценке и принятии новой парадигмы. Несоизмеримость конкурирующих парадигм. Критика позитивистских представлений о взаимоотношении старой и новой научных теорий. Понимание прогресса в науке.
Дискуссия о существовании научных революций в смысле Куна в истории математики. Ориентация на историю и социологию науки в современной философии математики.
Обязательная литература:
Кун Т. Структура научных революций. (любое издание)
Занятие 12 – 13.
И. Кант о природе научного познания. Роль априорного в научном познании. Кантов ответ на вопросы: «Как возможна математика?» и «Как возможно чистое естествознание?». Кантовская трактовка основоположений чистого естествознания. Кантова трактовка закона тяготения.
Обязательная литература:
Кант И. Прлегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (любое издание) Параграфы: 5 – 30, 38, 50 – 55.
Занятие 14.
«Социальный конструктивизм». Д.Блур: научное знание есть социальный институт.
Литература обязательная:
Блур Д. Сильная программа в социологии знания// Логос, №5-6 за 2002 г., с.162 – 185.
http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_05_06_35.htm
Стили в математике: Социокультурная философия математики. – Сб. статей. - СПб., 1999. – 548 с.
Шпенглер О. Закат Европы. – Т.1. – М., 1993. - Гл.1 «О смысле чисел». –С.189 – 247. – Гл.6. «Фаустовское и апполоническое познание природы». – С.566 – 629.
Занятие 15.
О философии гуманитарного познания. Работа над статьей Г.-Г.Гадамера «О круге понимания»
1. Что такое герменевтика? Что такое «герменевтический круг»?
2. Какова цель движения в герменевтическом круге? Как представляли себе эту цель Шлейермахер и Дильтей?
3. Как понимает цель движения в герменевтическом круге Гадамер?
4. Герменевтика и отношение к истории
5. Хайдеггер о герменевтическом круге. Какой «онтологически позитивный смысл» несет в себе герменевтический круг?
6. Роль предпонимания («предмнений») в истолковании текста
7. Движение в герменевтическом круге как риск и решимость
8. Герменевтический опыт как опыт открытости навстречу инакости текста.
9. Осознание собственной предвзятости как необходимый момент работы понимания
10. Что такое «презумпция совершенства», с которой обычно подходит к исследуемому тексту исследователь-гуманитарий?
11. Что подразумевает Гадамер под «полярностью близости и чуждости», которая определяет задачу герменевтики?
12. Значение временной дистанции для понимания текста. Что имеется в виду под «позитивной продуктивной возможностью понимания», заключающейся в этой дистанции?
13. Герменевтическая деятельность как работа над собственными предрассудками
14. Какими чертами, по Гадамеру, отличается подлинно историческое мышление? Имеет ли это отношение к человеку, занимающемуся не историей, а математикой?
Обязательная литература:
Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 60-72. http://sophia.nau.edu.ua/2010-07-29-11-48-45/2010-07-29-11-55-07/64-2010-07-30-22-09-27
Занятия 16 – 17: доклады по рефератам.