Описание:В свое время, М. Хайдеггер показал, что мир Модерна является картиной, П. Бергер и Т. Лукман эксплицировали процедуры конструирования мира, происходящее в социальных интеракциях, в рамках конструктивистской терапии П. Ватцлавика была предпринята попытка коррекция реальности отдельно взятого индивида, события же начала ХХІ века убеждают в том, что эта практика сознательного моделирования реальности адаптирована уже в масштабах целых смысловых универсумов, что позволяет говорить о наступлении новой эпохи – времени конструкта мира. Основные атрибуты, характеристики и смысловые узлы этого детрансцендетализированного мира Модерна и попадают в главный фокус данного курса.
В курсе рассматриваются основные подходы к пониманию социальной реальности выработанные философией ХХ века. Через призму жизненного мира Э. Гуссерля и А. Шюца, языковых игр Л. Витгенштейна, осмысления природы сущего М. Хайдеггером, парадигм Т. Куна, исследовательских программ И. Лакатоса, дискурсов М. Фуко, габитусов П. Бурдье и пр. просматривается конструктивистская природа социальной реальности, с одной стороны формируемая интерсубъективными социальными практиками, с другой – сама являющаяся трансцендентальным условием любого индивидуального опыта. Обосновывается, что социальная реальность не инвариантная раз и навсегда данная структура, а культурно дифференциальный мир, нуждающийся в постоянном «поддержании» своего онтологического статуса. Мир этот является набором смыслов, практик, идентичностей, которые постоянно подвержены внешней и внутренней эрозии. Институты онтологической ответственности стоят на страже чистоты этих канонических образцов, обеспечивая им общекультурную легитимность. В архаические времена функцию «стражей реальности» выполнял институт жречества, в Средние века она перекочевала к Церкви, в эпоху Нового времени эту роль выполняли Академии наук, на современном этапе можно говорить о все большем смещении этой функции к аналитическим центрам и think tank. При сохранении классических, для Институтов онтологической ответственности всех эпох, функций: канонизации онтологии, выявлении аномалий, угрожающих каноническому образу реальности, ликвидации аномалий, сегодня добавляется уникальная функция, свойственная только современному этапу – сознательное конструирование социальной реальности.