Описание:Шифр учебной дисциплины
С 0 33 00 43 0 11 6 5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова,
член-корр. РАО, профессор _____________Ю.П.Зинченко
«___»_______________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Движения глаз и когнитивные процессы
(Наименование дисциплины на русском языке)
Eye movements and cognitive processes
(Наименование дисциплины на английском языке)
Специальность: 030301.65 «Психология служебной деятельности»
Специализация: «Когнитивная психология: деятельность и субъект»
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы, 64 академических часа
Квалификация выпускника
СПЕЦИАЛИСТ
Очная форма обучения
Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова
г. Москва
2013
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
(Название учебной дисциплины НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)
EYE MOVEMENTS AND COGNITIVE PROCESSES
(Название учебной дисциплины НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)
Ключевые слова на РУССКОМ языке:
Когнитивные процессы, память, внимание, восприятие, мышление, процессы принятия решения, движения глаз, саккады, фиксации, микросаккады, вергентные движения глаз, процессы чтения, опознания лиц, опознание эмоции лица, скрытое внимание, технология регистрации движения глаз, основные принципы устройства, программы Experimental Suite, BeGaze
__________________________________________________________________
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке:
Cognitive processes, memory, attention, perception, thinking, decision-making processes, eye movements, saccades, fixations, microsaccades, vergent eye movements, the processes of reading, face identification, expression identification, covert attention, the technology of eye tracking, main principles of the device, Experimental Suite, BeGaze
Цели учебной дисциплины формирование у учащихся знаний о протекании когнитивных процессов, движениях глаз, сопровождающих эти процессы, характеристиках движений глаз, возможностях их регистрации, об отечественных и зарубежных исследованиях в психологии когнитивных процессов, выполненных с применением технологии Eye tracking, о возможностях их использования в спортивной, организационной, а также педагогической психологии.
Задачи учебной дисциплины в результате изучения дисциплины студент должен знать: экспериментальные исследования, проведенные с использованием технологии Eye tracking в когнитивных исследованиях; виды движения глаз; анализ движений глаз для исследований скрытого внимания, чтения текстов, восприятия лиц и их экспрессии; основные преимущества и недостатки данной технологии при проведении экспериментальных исследований; программы подготовки эксперимента Experiment Center и обработки результатов BeGaze в системе Eye tracking;
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Предмет и цели направления исследования когнитивных процессов «Активное зрение», проведенных при помощи технологии регистрации движения глаз; теоретические подходы к изучению восприятия, внимания и мышления, использующие данные движения глаз; анализ движений глаз для исследований скрытого внимания, чтения текстов, восприятия лиц и их экспрессии; виды движения глаз, их временные и пространственные характеристики; основные принципы работы технологии регистрации движения глаз; программное обеспечение для проведения эесперимента Experiment Center и для анализа результатов BeGaze.
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
Subject and purposes of the approach «Active vision», carried out with the help of Eye tracking technology; theoretical approaches to the study of perception, attention, thinking, using eye tracking data; analysis of Eye tracking to study covert attention, text reading, face perception; expression perception; types of eye movements, their temporal and spatial characteristics; main principles of Eye tracking devise; software Experiment Center for experimental procedure and BeGaze for the analysis of the results.
Сравнительный анализ предлагаемой рабочей программы учебной дисциплины с: 1) аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения; 2) программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения; 3) программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
1) По сравнению с аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
1а) Предлагаемая программа является уникальной программой, направленной на решение актуальных современных проблем в области когнитивной психологии. Ее особенность состоит в использовании новейшего оборудования по регистрации движения глаз, закупленного по программе развития МГУ. Для эффективного использования оборудования Eye tracking составлен курс, состоящий из теоретических занятий, семинарских занятий по обсуждению теоретического материала, а также практических занятий на оборудовании Eye tracking.
1б) в лекционный курс включены современные данные по использованию технологии регистрации движения глаз для исследования таких когнитивных процессов как восприятие лица человека, принятие решений, скрытое внимание, выявление скрываемой информации.
1в) в практические занятия введены курсы по освоению оборудования Eye tracking, а также задания для проведения студентами полного цикла экспериментального исследования.
1в) в программу введены семинарские занятия по обсуждению результатов, полученных в отечественных и зарубежных исследованиях, проведенных при использовании технологии Eye tracking.
2) По сравнению с программами по данной дисциплине Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
2а) предлагаемая программа является комплексной дисциплиной, включающей теоретические, аналитические и практические навыки исследования когнитивных процессов при помощи Eye tracking технологии.
2б) теоретические и практические занятия акцентированы на актуальных современных подходах к изучению когнитивных процессов.
3) На основе анализа программ, реализуемых ведущими зарубежными университетами, Lund University (Sweden, http://www.humlab.lu.se/education/leta), University of Amherst (US, www.psych.umass.edu/eyelab), University of Nottingham (UK, http://www.nottingham.ac.uk/english/people), Texas Tech University (US, http://www.depts.ttu.edu/comc/graduate/eyetracking.php), Bentley University (US, http://usability.bentley.edu/eye-tracking) и др., настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
3а) Курсы, предложенные в зарубежных университетах, направлены на освоение практических знаний по эксплуатации систем, а также обсуждении их технических особенностей. В нашем курсе большая часть отводится освоению теоретического и экспериментального материала по когнитивным исследованиям с применением Eye tracking технологии.
3б) В предложенном нами курсе больше времени отводится анализу и обсуждению данных, полученных в отечественных и зарубежных исследованиях с применением Eye tracking систем.
3в) Курс построен на материале современных данных, полученных за последние 15 лет в изучении когнитивных процессов – зрительном восприятии, внимании, памяти, а также в прикладных областях психологии – спорте высоких достижений, психологии общения.
I. Место дисциплины в учебном плане
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и
64 академических часа в соответствии с учебным планом в 7 семестре.
Название дисциплины Трудоемкость в зачетных единицах Распреде-ление по семестрам Объем учебной нагрузки а ак.часах,
1 а.ч.=45 м.
Общая трудоемкость
В том числе ауд.часов Самостоятельная работа студентов
Экзамен Зачет Общая ауд.
нагрузка Лекций Лабораторных занятий Семинаров
Движения глаз и когнитивные процессы
2 Экзамен 64 64 24 40
II. Структура и содержание лекционных занятий
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№
п/п
Название лекций Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
1. Теоретические подходы к изучению когнитивных процессов. Подход «Активное зрение» Контрольные работы (вопросы)
2. История развития технологии Eye tracking. Основные принципы работы. Контрольные работы (вопросы)
3. Виды движения глаз. Пространственные и временные характеристики. Контрольные работы (вопросы)
4. Исследования восприятия лица и его экспрессии. Контрольные работы (вопросы)
5. Роль движений глаз в процессах внимания. Исследования скрытого внимания и микродвижения. Контрольные работы (вопросы)
6. Исследования процессов чтения. Контрольные работы (вопросы)
7. Контроль взора в естественных сценах. Контрольные работы (вопросы)
8. Движения глаз при решении интеллектуальных задач Контрольные работы (вопросы)
9. Движения глаз в процессах зрительного поиска. Контрольные работы (вопросы)
10. Движения глаз в онтогенезе Контрольные работы (вопросы)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
2.2.1. Лекция 1.
Тема «Теоретические подходы к изучению когнитивных процессов. Подход «Активное зрение».
План лекции.
1. История развития представлений о протекании когнитивных процессов Структурализм, гештальт-психология, конструктивизм.
2. Основные положения когнитивной психологии. Преимущества и недостатки когнитивного подхода.
3. Подход «Активное зрение». Исследование когнитивных процессов при помощи регистрации движения глаз.
2.2.1.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
История развития представлений о когнитивных процессах. Основные положения когнитивной психологии. Преимущества и недостатки когнитивного подхода. Подход «Активное зрение».
History of theoretical approaches to the investigation of cognitive process. The main bases of cognitive psychology. Advantages and disadvantages of the cognitive approach. Approach «Active vision».
2.2.1.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 1:
o Вопросы.
1. Формирование научных представлений о когнитивных процессах.
2. Подход «Активное зрение». Его основные положения.
3. Достоинства и недостатки использования Eye tracking систем для исследования когнитивных процессов.
2.2.1.3. Для текущего контроля по теме лекции 1 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Основные положения подхода «Активное зрение».
2. Анализ представлений о протекании когнитивных процессов в различных теоретических подходах.
3. История развития представлений о когнитивных процессах.
2.2.1.4. Литература по теме лекции 1 (на русском и иностранном языках):
o Основная литература:
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т.
2. Ждан А.Н. История психологии. Учебник.
Дополнительная литература:
1. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974.
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб.: Питер, 2003.
3. Найссер У. Познание и реальность. М., «Прогресс»,1981.
2.2.2. Лекция 2.
Тема «История развития технологии Eye tracking. Основные принципы работы».
План лекции.
1. История развития технологии регистрации движения глаз.
2. Основные принципы работы систем для регистрации движения глаз.
3. Сравнительные характеристики и возможности различных технологий Eye tracking.
2.2.2.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
История создания и развития технологии регистрации движения глаз. Основные принципы работы систем для регистрации движения глаз.
The history of creation and development of Eye tracking technology. The main types of Eye tracking technology. The main working principles of Eye tracking systems.
2.2.2.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 2:
o вопросы.
1. История создания и развития технологии регистрации движения глаз.
2. Основные особенности различных видов систем для регистрации движения глаз.
3. Основные принципы работы Eye tracking систем.
2.2.2.3. Для текущего контроля по теме лекции 2 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. История развития технологии регистрации движения глаз. Фотооптический, электроокулографический и видеоокулографический методы регистрации движений глаз.
2. Основные принципы работы систем iView X регистрации движения глаз .
3. Анализ достоинств и недостатков различных систем Eye tracking.
2.2.5. Литература по теме лекции 2 (на русском и иностранном языках):
o Основная литература:
1. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
o Дополнительная литература:
1. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1113/jphysiol.2007.133587/full
2. http://www.ee.uwa.edu.au/~roberto/research/projects2013/10.1.1.100.445.pdf
2.2.3. Лекция 3.
Тема «Виды движения глаз. Пространственные и временные характеристики».
План лекции.
1. Виды движения глаз.
2. Функции движения глаз.
3. Пространственные и временные характеристики движения глаз: длительность и частота фиксаций, длительность и направление движения саккад, паттерн перемещения в пространстве. Характеристики микродвижений глаз.
2.2.3.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Виды и функции движения глаз. Пространственные и временные характеристики движения глаз: длительность и частота фиксаций, длительность и направление движения саккад, паттерн перемещения в пространстве. Характеристики микродвижений глаз.
Types and functions of eye movements. Spatial and temporal characteristics of eye movements: the duration and frequency of fixations, duration and direction of saccades, the pattern of eye moving in space. Characteristics of eye micro movements.
2.2.3.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 3:
o вопросы.
1. Виды и функции движения глаз.
2. Особенности пространственных и временных характеристик движения глаз.
3. Характеристики микродвижений глаз.
2.2.3.3. Для текущего контроля по теме лекции 3 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Виды и функции движения глаз.
2. Особенности пространственных и временных характеристик движения глаз.
3. Характеристики микродвижений глаз.
2.2.3.4. Литература по теме лекции 3 (на русском и иностранном языках):
o Основная литература:
1. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
o Дополнительная литература:
1. http://link.springer.com/content/pdf/10.3758%2FBF03213060.pdf
2. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661399014187
2.2.4. Лекция 4.
Тема «Исследования восприятия лица и его экспрессии».
План лекций.
1. Модели восприятия лица: холистические процессы и процессы выделения отдельных черт. Экспериментальные исследования, подтверждающие оба теоретических представления.
2. Движения глаз при восприятии лица и при восприятии экспрессии лица: характерный паттерн перемещений взора.
3. Характеристики движения глаз: местоположение первой фиксации, направление движения саккад, время опознания лица и экспрессии лица.
2.2.4.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Модели восприятия лица: холистические процессы и процессы выделения отдельных черт. Движения глаз при восприятии лица и при восприятии экспрессии лица: характерный паттерн перемещений взора. Местоположение первой фиксации, направление движения саккад, время опознания лица и экспрессии лица.
Models of face perception: holistic process and the process of feature extraction. Eye movements during face and facial expression perception: a particular pattern of eye movements. The main characteristics - the location of the first fixation, the direction of saccades movement, time identification of the face and facial expression.
2.2.4.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 4-5:
o вопросы.
1. Модели восприятия лица: холистические процессы и процессы выделения отдельных черт. Экспериментальные исследования, подтверждающие оба теоретических представления.
2. Движения глаз при восприятии лица и при восприятии экспрессии лица: характерный паттерн перемещений взора.
3. Характеристики движения глаз: местоположение первой фиксации, направление движения саккад, время опознания лица и экспрессии лица.
2.2.4.3. Для текущего контроля по теме лекции 4 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Экспериментальные исследования, подтверждающие холистические процессы и процессы выделения отдельных черт при восприятии лица человека.
2. Характерный паттерн перемещений взора при восприятии лица и его экспрессии.
3. Характеристики движения глаз в процессе восприятия лица и его экспрессии: местоположение первой фиксации, направление движения саккад, время опознания лица и экспрессии лица.
2.2.4.5. Литература по теме лекции 4 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М. Наука, 1965
2. Барабанщиков В.А. Экспрессии лица и их восприятие. – М.: «Из=во институт психологии РАН», 2012.
3. Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход.-М.: Когито Центр, 2012.
Дополнительная литература:
1. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.117.4804&rep=rep1&type=pdf
2. http://www.peterdanpsychology.ro/ro/pagina/25/files/docs/face%20prception%20kanwisher.pdf
2.2.5. Лекция 5.
Тема «Роль движений глаз в процессах внимания. Исследования скрытого внимания и микродвижения».
План лекции.
1. Анализ движения глаз в процессах внимания.
2. Исследования скрытого внимания: макро и микро движения глаз.
3. Микродвижения глаз и процессы осознания.
2.2.5.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Анализ движения глаз в процессах внимания. Роль локализации и последовательности фиксаций для анализа процессов внимания. Исследования скрытого внимания: макро и микро движения глаз. Исследования процессов осознания при помощи микродвижений глаз.
Analysis of eye movements in attention processes. The role of localization and consistency of fixations for the analysis of attention processes. The study of the covert attention: macro and micro eye movements. The investigations of awareness processes with the help of micro eye movements.
2.2.5.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 5:
o вопросы.
1. Процессы зрительного внимания и движения глаз.
2. Роль микродвижений глаз в процессах скрытого внимания.
3. Исследования процессов осознания при помощи регистрации микродвижений глаз.
2.2.5.3. Для текущего контроля по теме лекции 6 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Анализ движения глаз в процессах внимания.
2. Микродвижения глаз в процессах скрытого внимания.
3. Микродвижения глаз и процессы осознания.
2.2.5.4. Литература по теме лекции 5 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия». 2006.
2. Д Величковский Б.М. Искра Ψ: новые области прикладных психологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 14. Психология. 2007. № 1. С. 57-72.
3. Martinez-Conde S., Macknik S.L., Hubel D.H. The role of fixational eye movements in visual perception // Neuroscience. V. 5, 2004. P. 229-240
Дополнительная литература:
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. -352 с.
2. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М. Наука, 1965
2.2.6. Лекция 6.
Тема «Исследования процессов чтения».
План лекции.
1. Движения глаз в процессе чтения. Модель EZ Reader .
2. Роль параметров текста на эффективность его чтения и понимания.
3. Влияние когнитивных и лингвистических аспектов на процессы чтения.
2.2.6.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Движения глаз в процессе чтения. Модель EZ Reader. Роль параметров текста на эффективность его чтения и понимания. Влияние когнитивных и лингвистических аспектов на процессы чтения.
Eye movements in process of reading. EZ Reader Model. The role of text parameters on the efficiency of its reading and understanding. The influence of cognitive and linguistic aspects on the reading efficiency.
2.2.6.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 7:
o вопросы.
1. Достоинства и недостатки модели EZ Reader .
2. Длина слова и наличие пропусков как основные параметры, определяющие процессы чтения текста.
3. Влияние когнитивных и лингвистических аспектов на процессы чтения.
2.2.6.3. Для текущего контроля по теме лекции 7 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Модель EZ Reader и ее объяснительные возможности.
2. Основные физические параметры текста, определяющие эффективность процессов чтения.
3. Влияние когнитивных и лингвистических аспектов на процессы чтения.
2.2.6.4. Литература по теме лекции 7 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research // Psychological Bulletin, 1998, Vol. 124, P. 372–422.
Назаров А.И., Мещеряков Б.Г. Движения глаз в процессе чтения //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 2. http://www.psyanima.ru/
o Дополнительная литература:
1. http://eyebooks.demicon.ru/files/1335091370.doc
2. http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s1532799xssr1003_3#.Uaw_4jtvrfI
2.2.6. Лекция 7.
Тема «Контроль взора в естественных сценах».
План лекции.
1. Особенности движения глаз при наблюдении естественных сцен.
2. Роль параметров внешней стимуляции.
3. Контроль направления взора в соответствие с задачей. Роль мотивации. Влияние априорных знаний о сцене.
2.2.6.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Особенности движения глаз при наблюдении естественных сцен. Роль параметров внешней стимуляции. Контроль направления взора в соответствие с задачей. Роль мотивации. Влияние априорных знаний о сцене.
Features of eye movements during the observation of natural scenes. The role of parameters of external stimulation. Controls of the gaze direction in accordance with the task. The role of motivation. Impact of an apriori knowledge of the scene.
2.2.6.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 7:
o вопросы.
1. Особенности движения глаз при наблюдении естественных сцен.
2. Влияние параметров внешней стимуляции на контроль направления взора.
3. Роль задачи на процессы выделения параметров сцены. Роль мотивации. Влияние априорных знаний о сцене.
2.2.6.3. Для текущего контроля по теме лекции 7 предлагаются:
o темы контрольных работ.
4. Особенности движения глаз при наблюдении естественных сцен.
5. Роль параметров внешней стимуляции.
6. Контроль направления взора в соответствие с задачей. Роль мотивации. Влияние априорных знаний о сцене.
2.2.6.4. Литература по теме лекции 7 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия». 2006.
Дополнительная литература:
1. http://www.cis.rit.edu/people/faculty/pelz/lab/papers/eyetracking_methods/
2. http://www2.psychology.uiowa.edu/faculty/hollingworth/documents/Hend_etal_99.pdf
2.2.7. Лекция 8.
Тема «Движения глаз при решении интеллектуальных задач».
План лекции.
1. Использование технологии регистрации движения глаз для понимания процессов мышления и принятия решений.
2. Особенности движения глаз в задачах «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск оптимальных и альтернативных решений».
3. Исследование эвристичности мышления на материале математических, шахматных и шашечных задач.
2.2.7.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Использование технологии регистрации движения глаз для понимания процессов мышления и принятия решений. Особенности движения глаз в задачах «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск оптимальных и альтернативных решений». Исследование эвристичности мышления на материале математических, шахматных и шашечных задач.
Eye tracking technologies for thinking and decision-making processes studies. Features of eye movements in problems of «Search for a common», «Search for optimal and alternative solutions». Study of thinking heuristics on the material of mathematical, chess and draughts tasks.
2.2.7.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 8:
o вопросы.
1. Технологии регистрации движения глаз для понимания процессов мышления и принятия решений.
2. Движения глаз в задачах «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск оптимальных и альтернативных решений».
3. Эвристичность мышления на материале математических, шахматных и шашечных задач.
2.2.7.3. Для текущего контроля по теме лекции 8 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Использование технологии регистрации движения глаз для понимания процессов мышления и принятия решений.
2. Особенности движения глаз в задачах «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск оптимальных и альтернативных решений».
3. Исследование эвристичности мышления на материале математических, шахматных и шашечных задач.
2.2.7.4. Литература по теме лекции 8 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М. Наука, 1965
2. Тихомиров О.К. Психология мышления - М.: ИЦ "Академия", 2002
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
o Дополнительная литература:
1. Вестник Моск Ун-та, Сер. 14, Психология, 2008, № 2.
2. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0364021301000659
2.2.8. Лекция 9.
Тема «Движения глаз в процессах зрительного поиска».
План лекции.
1. Когнитивные и сенсорные факторы стимуляции в задачах зрительного поиска.
2. Влияние низкоуровневых факторов (цвет, контраст, число дистракторов) на характеристики движения глаз.
3. Влияние высокоуровневых факторов (мотивация, смысловой контекст) на характеристики движения глаз.
2.2.8.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Когнитивные и сенсорные факторы в задачах зрительного поиска. Влияние низкоуровневых факторов (цвет, контраст, число дистракторов) на характеристики движения глаз. Влияние высокоуровневых факторов (мотивация, смысловой контекст) на характеристики движения глаз.
Cognitive and sensory factors in visual search tasks. Influence of low-level factors (color, contrast, the number of distractors) on the characteristics of eye movements. The influence of high-level factors (motivation, semantic context) on the eye movement pathway.
2.2.8.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 8:
o вопросы.
1. Когнитивные и сенсорные факторы стимуляции в задачах зрительного поиска.
2. Роль низкоуровневых факторов (цвет, контраст, число дистракторов) на характеристики движения глаз.
3. Влияние высокоуровневых факторов (мотивация, смысловой контекст) на характеристики движения глаз.
2.2.8.3. Для текущего контроля по теме лекции 8 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Высокоуровневые и низкоуровневые факторы стимуляции в задачах зрительного поиска.
2. Влияние низкоуровневых факторов (цвет, контраст, число дистракторов) на характеристики движения глаз.
3. Роль высокоуровневых факторов (мотивация, смысловой контекст) на характеристики движения глаз.
2.2.8.4. Литература по теме лекции 9 (на русском и иностранном языках):
o Основная литература:
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1, 2. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
o Дополнительная литература:
1. Шиффман Х. Ощущение и восприятие П., 2003
2.2.9. Лекция 10.
Тема «Движения глаз в онтогенезе».
План лекции.
1. Раннее когнитивное развитие. Восприятие, движения глаз и антиципация в раннем возрасте.
2. Экспериментальные исследования движения глаз младенцев при восприятии различных по сложности изображений.
2.2.9.1. Тезаурус (на русском и английском языках):
Раннее когнитивное развитие. Восприятие, движения глаз и антиципация в раннем возрасте. Экспериментальные исследования движения глаз младенцев при восприятии различных по сложности изображений.
Early cognitive development. Perception, eye movements and anticipation at an early age.Experimental studies of babies eye movements in the perception of complex images.
2.2.9.2. Для самостоятельной работы студентов по теме лекции 10:
o вопросы.
1. Восприятие, движения глаз и антиципация в раннем возрасте.
2. Экспериментальные исследования движения глаз младенцев при восприятии различных по сложности изображений.
2.2.9.3. Для текущего контроля по теме лекции 10 предлагаются:
o темы контрольных работ.
1. Раннее когнитивное развитие.
2. Экспериментальные исследования движения глаз младенцев при восприятии различных по сложности изображений.
2.2.9.4. Литература по теме лекции 10 (на русском и иностранном языках):
Основная литература:
1. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд во ИП РАН, 2006.
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие П., 2003
.
Дополнительная литература:
Любимов В.В. Психология восприятия. М.: Эксмо, ЧеРо, МПСИ, 20072.2.10.
III. Учебно-методическое и информационное обеспечение лекционных занятий
3.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ ЛЕКЦИЙ В ЦЕЛОМ
3.1.1. Базовые учебники (в том числе электронные учебники):
1. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М. Наука, 1965
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1, 2. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.:Из-во «Институт психологии РАН», 1997
3.1.2. Основная литература:
1. Шиффман Х. Ощущение и восприятие П., 2003
2. Хрестоматия по общей психологии. Вып. 111. Субъект познания. М., 1998
3. Любимов В.В. Психология восприятия. М.: Эксмо, ЧеРо, МПСИ, 2007.
4. Барабанщиков В.А. Экспрессии лица и их восприятие. – М.: «Из=во институт психологии РАН», 2012.
5. Martinez-Conde S., Macknik S.L., Hubel D.H. The role of fixational eye movements in visual perception // Neuroscience. V. 5, 2004. P. 229-240
3.1.3. Дополнительная литература:
Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research // Psychological Bulletin, 1998, Vol. 124, P. 372–422.
Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход/ Отв. Ред. В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов, Д.А. Дивеев.-М.: Когито-Центр, 2012.
Величковский Б.М. Искра Ψ: новые области прикладных психологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 14. Психология. 2007. № 1. С. 57-72.
3.1.4. Публикации, размещенные в электронных ресурсах:
http://www.humlab.lu.se/education/leta
www.psych.umass.edu/eyelab
http://www.depts.ttu.edu/comc/graduate/eyetracking.php
http://usability.bentley.edu/eye-tracking
3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
3.2.1. Общий перечень вопросов для самостоятельного изучения студентами:
1. Регистрация движений глаз в задачах зрительного поиска.
2. Регистрация движений глаз в задачах исследования зрительной памяти.
3. Восприятие эмоциональных выражений человеческих лиц и движения глаз.
4. Преимущества и недостатки использования технологий регистрации движения глаз для экспериментальных исследований.
5. Значение современных технологий в развитии теоретических подходов к изучению когнитивных процессов.
6. Экспериментальные данные в когнитивной психологии, полученные с помощью систем Eye tracking.
7. Применение технологии Eye tracking в психологии спорта.
10. Использование технологий Eye tracking для развития способностей общения.
3.2.2. Темы эссе, рефератов, проектные задания и др.:
1. Проблемы использования новейших технологий в психологических исследованиях
2. Основные элементы и принципы работы установки Hi Speed 1250.
3. Возможности использования технологи Eye tracking в когнитивных исследованиях
4. Исследования когнитивных нарушений в ситуации иллюзии собственного движения при использовании технологии Eye tracking
5. Исследования процессов зрительного поиска в ситуации иллюзии собственного движения при использовании технологии Eye tracking
_______________________________________________________________________
3.2.3. Оценочные средства для проведения аттестации по итогам освоения учебной дисциплины и критерии усвоения знаний:
контрольные вопросы (в том числе на иностранном языке)______________
________________________________________________________________________
проблемные ситуации, психологические задачи, проектные задания и т.п.____________________________________________________________________
примеры тестовых заданий (не менее 10) ____________________________
примеры экзаменационных заданий, билетов и т.п.____________________
3.2.4. Темы курсовых и дипломных работ по учебной дисциплине:
1. Роль движений глаз в восприятии сложных текстов.
2. Роль движений глаз в распознавании эмоциональных выражений лиц.
3. Движения глаз при опознании лица.
4. Движения глаз и когнитивные процессы.
5. Микродвижения глаз в процессах скрытого внимания.
6. Исследования зрительного поиска при помощи технологии Eye tracking
7. Оценка нарушений процессов зрительного поиска при восприятии Vection иллюзии
8. Исследования роли движения глаз в иллюзии слепоты, вызванной движением.
_____________________________________________________________________________
3.2.5. Оценочные средства для проведения итоговой государственной аттестации:
вопросы, связанные с содержанием учебной дисциплины (прежде всего касающиеся основных теорий и методов) на русском и английском языках (не менее 10)
1. Роль движения глаз при исследовании когнитивных процессов. Классификация видов и функций движения глаз.
2. Методы регистрации движений глаз: фотооптический, электроокулографический, видеоокулографический (eye tracking).
3. Принципы регистрации движения глаз на установке iView X фирмы SMI GmbH. Основные элементы и принципы работы установки.
4. Движения глаз при чтении простых и сложных текстов.
5. Движения глаз при решении интеллектуальных задач (на примере задачи на исключение лишнего).
6. Восприятие неоднозначных изображений и движения глаз.
7. Восприятие эмоциональных выражений человеческих лиц и движения глаз.
8. Регистрация движений глаз в задачах исследования зрительной памяти.
9. Регистрация движений глаз в задаче зрительного поиска.
10. Изучение взаимосвязи паттерна движений глаз и способности к концентрации внимания
11. Исследования когнитивных процессов при помощи технологии регистрации движения глаз. Основные достоинства и недостатки.
12. Составляющие аппаратные компоненты системы Hi Speed 1250.
13. Виды движений глаз. Их основные пространственные и временные характеристики.
________________________________________________________________________
аттестационные задачи (проблемные ситуации, требующие использования знаний и умений по учебной дисциплине) на русском и английском языках (не менее 5)
_______________________________________________________________________
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ В ЦЕЛОМ
3.3.1. Рекомендуемые образовательные технологии:
Например:
активные и интерактивные формы проведения занятий,
программные компьютерные средства,
создание конкретных виртуальных сред для проведения психофизиологических исследований.
В рамках учебных курсов рекомендуется предусмотреть:
мастер-классы экспертов в области создания сложных виртуальных сред для прикладных исследований.
3.3.2. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
использование в учебном процессе систем ВР, приобретенных по Программе развития МГУ
IV. Структура и содержание учебной дисциплины по учебному плану
№
п/п
Раздел, тема учебной
дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам, темам)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов
1. Теоретические подходы к изучению когнитивных процессов. Подход «Активное зрение» 2 2 Контрольная работа
2. История развития технологии Eye tracking. Основные принципы работы. 2 2 Контрольная работа
3. Виды движения глаз. Пространственные и временные характеристики. 2 2 Контрольная работа
4. Исследования восприятия лица и его экспрессии. 4 4 Контрольная работа
5. Исследования скрытого внимания. 2 2 Контрольная работа
6. Исследования процессов чтения. 2 2 Контрольная работа
7. Контроль взора в естественных сценах. 2 2 Контрольная работа
8. Микродвижения глаз и внимание 2 2 Контрольная работа
9. Микродвижения глаз и процессы осознания 2 2 Контрольная работа
10. Развитие и движения глаз. 10 2 8 Контрольные работы
V. Организационно-методический раздел по курсу лекций
5.1. МЕСТО КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП):
Практический курс «Движения глаз и когнитивные процессы» относится к вариативной части профессионального цикла С. Для успешного усвоения данного учебного предмета необходимо владение знаниями и умениями дисциплин «Общая психология», «Ощущение и восприятие», «Мышление и речь», «Память и внимание», «Физиология сенсорных систем». Теоретический курс «Общая психология» выступает одной из предпосылок прохождения курса «Движения глаз и когнитивные процессы».
5.2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
общенаучные:
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач C-ОНК-2
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества C-ОНК-3
владение методологией научных исследований в профессиональной области C-ОНК-4
способность обеспечивать математическое сопровождение типовых профессиональных задач и интерпретировать результаты, полученные математическими методами при анализе клинико-психологических данных; владение знаниями об ограничениях и границах применимости моделей C-ОНК-5
владение разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области C-ОНК-6
инструментальные:
владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернета; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации C-ИК-4
способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе C-ИК-5
системные:
способность к творчеству, постановке инновационных задач, выдвижению самостоятельных гипотез C-СК-1
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения C-СК-2
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности C-СК-3
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Научно-исследовательская деятельность:
сопоставление теории и современной ситуации в психофизиологии в контексте исторических предпосылок ее развития; реализация основных процедур теоретического анализа проблем, связанных с вопросами мозговых механизмов психики. C-ПК-1
постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования C-ПК-2
разработка дизайна исследования, оценка его соответствия современным требованиям, целям исследования и этико-деонтологическим нормам; выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа данных с использованием новых информационных технологий C-ПК-3
проведение психофизиологических исследований на основе профессиональных знаний и применение технологий, позволяющих осуществлять решение теоретических задач в различных научных и научно-практических областях психофизиологии. C-ПК-4
представление материалов исследования, заключений и рекомендаций, основанных на интерпретации полученных результатов в письменной, устной и виртуальной и электронной формах C-ПК-5
научная экспертная оценка актуальных и потенциальных исследовательских проектов C-ПК-6
Практическая и консультативная деятельность:
диагностика психологических свойств, состояний, характеристик психических процессов у взрослых и детей для решения вопросов, касающихся особенностей функционирования в определенных видах деятельности с учетом нозологических, синдромальных, культуральных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик C-ПК-10
выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности C-ПК-13
Проектно-инновационная деятельность:
создание новых технологий проведения психофизиологических исследований в различных областях психофизиологии с учетом новейших отечественных и зарубежных разработок C-ПК-19
разработка инновационных подходов к постановке новых задач в исследовательской и научно-практической деятельности психофизиолога C-ПК-20
методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами C-ПК-21
Педагогическая и просветительская деятельность:
разработка целей, стратегий обучения и программ новых (и совершенствование имеющихся) учебных курсов по дисциплинам психофизиологического направлений с использованием различных обучающих технологий, в том числе информационных C-ПК-23
разработка учебно-методических материалов (учебников, учебно-методических пособий, мультимедийных курсов и материалов и т.п.) для повышения эффективности процесса обучения C-ПК-24
организация учебного процесса в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, консультирование, самостоятельная работа студентов и т.д.) C-ПК-25
5.3. СООТНЕСЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ФОРМИРУЕМЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Разделы, темы курса лекций Количество часов Номер компетенции по соответствующему стандарту
См. Приложение
Теоретические подходы к изучению когнитивных процессов. Подход «Активное зрение» 4 C-ОНК-2, C-ОНК-3,
История развития технологии Eye tracking. Основные принципы работы. 2 C-ОНК-4, C-ОНК-5, C-ОНК-6, C-ИК-4, C-ИК-5, C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Виды движения глаз. Пространственные и временные характеристики. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Исследования восприятия лица и его экспрессии. 4 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Исследования скрытого внимания. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Исследования процессов чтения. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Контроль взора в естественных сценах. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Микродвижения глаз и внимание 4 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Микродвижения глаз и процессы осознания 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Развитие и движения глаз. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6
Движения глаз в процессаз зрительного поиска. 2 C-СК-1, C-СК-2, C-СК-3, C-ПК-1, C-ПК-2, C-ПК-3, С-ПК-4, C-ПК-5, C-ПК-6