Описание:Курс знакомит студентов с основными этапами развития классической экологии, её базовых теоретических положений и методологии, способствует формированию целостного представления об истории развития экологии, основных экологических школах и вкладе различных ученых в развитие экологии, об объектах и методах исследования, современных достижениях и проблемах.
Кратко рассматриваются истоки экологии: биогеография, физиология, демография, первые описания биологического разнообразия растений и животных. А.Гумбольдт как биогеограф и первый эколог. Значение эволюционных представлений Ч. Дарвина для развития экологии. Э. Геккель и возникновение экологии как самостоятельной науки.
Подробно освещается становление классической экологии. Организм и сообщество как объекты экологии, дифференциация на аут- и синэкологию. Формирование биоценологии. Концепции сукцессии и климакса Ф. Клементса. Развитие геоботаники, геоботанические школы в Европе и в СССР. Возникновение экспериментальной экологии, Г.Ф. Гаузе. Начало математического моделирования: А. Лотка, В. Волтерра. Формирование популяционной экологии: Ч. Элтон. А. Тенсли: введение понятия «экосистема». В.Н. Сукачев и биогеоценология. Изучение энергетических аспектов экологии и продуктивности сообществ. Глобальный уровень: В.И. Вернадский и учение о биосфере. Роль почвоведения в развитии общей экологии: В.В. Докучаев.
Характеризуется современный период в экологии. Международные экологические программы. Развитие количественных подходов, прикладной экологии. Осознание необходимости перестройки экономики в соответствии с экологическими законами. Размывание смысла термина «экология». Экология как академическая наука, и как теоретическая база природопользования.