Описание:В литературе ХХ века важное место занимает направление, возникшее на границах журналистики и художественной прозы. Оно получало различные имена: «литература факта» и «новый журнализм», creative non-fiction, литературная журналистика, роман-документ, docufiction, «новая проза», «четвёртый род» (“fourth genre”), театр.doc или Verbatim, «сверхлитература». И главным всегда оставалось желание писателей сохранить обжигающее ощущение и факты подлинной реальности столетия социальных революций, мировых войн и катастроф, и при этом выразить своё видение мира.
В рамках курса мы рассмотрим, как реальные события и люди были представлены в речевой практике, как происходит отбор и комбинация жизненных впечатлений и документов, как из фактов рождаются образы и словесные формулы, как идёт конструирование новой – и по сути своей – тоже вымышленной реальности. Это будет сделано на материале произведений самых разных авторов, русских и зарубежных, среди них: Лев Толстой, Марк Твен, Максим Горький, Анри Барбюс, Джон Рид, Сергей Есенин, Гертруда Стайн, Эрнест Хемингуэй, Владимир Набоков, Андре Мальро, Веркор, Джордж Оруэлл, Трумен Капоте, Норман Мейлер, Балис Сруога, Гюнтер Грасс, Даниил Гранин и Алесь Адамович, Чарлз Буковски, Гюнтер Вальраф, Светлана Алексиевич, Жан Руо и другие.
Темы лекций:
1. Опыт классики в использовании достоверных фактов и документов.
2. Автобиография: на границах документальной и художественной прозы. Марк Твен, Генри Адамс, Максим Горький и др.
3. Рождение художественного репортажа в книгах Джона Рида.
4. Первая мировая война в документальной литературе.
5. Русская революция глазами людей по обе стороны баррикад.
6. Публицистика первой половины ХХ века.
7. Автобиография эпохи модерна: Гертруда Стайн, Владимир Набоков, Эрнест Хемингуэй, Андре Мальро.
8. Опыт концлагеря в отражении документальной литературы: Тадеуш Боровски, Балис Сруога, Константин Воробьёв, Александр Солженицын
9. Документальная литература о второй мировой войне.
10. «На дороге»: трансформация путевых заметок в ХХ веке.
11. Документальный роман: «Бабий яр» Анатолия Кузнецова и «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте.
12. Так ли была нова «новая журналистика»? Том Вулф, Гэй Талес и др.
13. «Голоса простых людей» или “oral history”: книги Алеся Адамовича и Даниила Гранина, Стадса Теркела и Светланы Алексиевич.
14. Новые формы автобиографического письма в конце ХХ века: книги Чарлза Буковски, Сергея Довлатова, Жана Руо и Гюнтера Грасса.
15. На пороге новой эры: литературная журналистика в Интернете.