Описание:Основные имена: Мартин Джей, Эмаанюэль Левинас, Жак Деррида, Жак Лакан, Ричард Бакминстер Фуллер, Альфред Коржибски, Ричард Фейнман, Ноам Хомски, Стивен Шавиро, Ален Бадью, Грэм Харман, Альва Ной, Эван Томпсон, Морис Мерло-Понти, Франциско Варела, Дэниэл Деннет, Дэвид Чалмерс, Тимоти Мортон, Леонард Саскинд, Джеймс Линдсей, Йоичиро Намбу, Хольгер Бек Нильсен
Во все более и более прозрачном мире, породившем новый тип непрозрачности, представляющей собой большое количество наложенных друг на друга прозрачностей, визуальное, как и сексуальное, на поверку оказалось «скользкой» темой. Настолько скользкой, что некоторые из центральных фигур постструктуралистской мысли (Э.Левинас, Ж.Дерида, а, с точки зрения Мартина Джея, и все оставшиеся французские философы 20 в.) сочли допустимым объявить свет и зрение опорой любых власти и насилия. В то же время, оказалось, что мы видим больше, чем кажется, и если Жак Лакан обращает внимание на то, что бессознательное структурировано как язык (а, значит, нам знакомы законы сна в том же самом смысле, в каком знакомы законы языка, на котором мы говорим), то Бакминстер Фуллер, вдохновленный общей семантикой Альфреда Коржибски, таким же образом видит зрение, автоматически регистрирующее элементарные структуры, лежащие в основании регистрируемого сознательно, и, таким образом, понимающее «геометрию вселенной» в том же смысле, в каком мы понимаем язык, носителями которого являемся. Важной новостью, поменявшей классическое отношение к зрению и смешавшее карты в известных оппозициях «свет-тьма», «сон-явь», «правда-видение», стало кино. С одной стороны, в кинозале мы крупным планом видим то же, что и «на улице», оставаясь при этом нетронутыми. С другой, теперь уже саму жизнь мы просматриваем отстраненно, как фильм. Аффект запутался и, став, как говорит Стивен Шавиро, «пост-кинематографическим», начал функционировать по новым, неизвестным до сих пор, законам. Критика зрения, осуществленная постструктуралистами, была направлена на «единства» того или иного рода, где целостности естественнонаучные (материя, природа) и гуманистические (человечество) приравнивались по свойствам к империалистическим общностям, структурированным силовым жестом, каждая из которых есть «операция приведения к единству» (Бадью), в то время как мир «как он есть» в этой перспективе представляет собой множество без единства, или множество множеств. Но, если единства невозможны, значит, невозможны и «объекты», а также полости (полый мир, в котором распространяется свет; пространство, в котором «купаются» объекты), являющиеся необходимыми условиями подразумевающего в классической схеме дистанцию взгляда. Когда не осталось ни объектов, ни дистанции, ни мира, философия превращается, как в текстах Тимоти Мортона, в онтологию гиперобъектов с их странными свойствами и экологию после конца света. В свое время Ноам Хомски заявил, что, по отношению к языку, мы сегодня находимся в позиции Галилея, т.е., не зная почти ничего, стоим на пороге великих открытий. Ведь до поры до времени биология и физика исследовали природу по отдельности, как две разных вещи. Пока не появилась биофизика. Так и с наукой о языке – до определенного момента лингвистика и науки о мозге изучали речевую способность, вообще не обращая друг на друга никакого внимания, и только сейчас мало-помалу начинают взаимодействовать. А что же со зрением? Как и с наукой о сознании, до недавних пор феноменология и нейронаука делали вид, что не знают о существовании друг друга, до появления, почти на рубеже 20-21 вв., нейрофеноменологии, оригинальными представителями которой являются, среди прочих, Альва Ной и Эван Томпсон, выступившие в роли редакторов уникальной хрестоматии, собравшей под одной обложкой таких разных мыслителей, как Морис Мерло-Понти, Дэниэл Деннет и Дэвид Чалмерс. К природе и свойствам зрения, в надежде решить парадоксы пространства и времени, обращаются ведущие физики современности. Среди них близкий друг и последователь Ричарда Фейнмана, директор Стэнфордского института квантовой физики и один из, наряду со Стивеном Вайнбергом, Йоичиро Намбу и Хольгером Беком Нильсеном, основоположников т.н. «теории струн», Леонард Саскинд, первым сформулировавший известную ныне в качестве «голографического принципа» гипотезу, согласно которой вселенная голографична, и это ее свойство ответственно за «иллюзию интеллектуального дизайна», т.е. за то, что мы видим то, что видим, несмотря на то, что физические эксперименты говорят совсем о другом.
Цикл докладов посвящен желанию разобраться в сложных чувствах героев и тонкостях сюжетного поворота, разворачивающегося в последних главах всем известного незаконченного романа ответственности и ясности. В качестве материалов курса используются влиятельные, не существующие в русском переводе тексты новой и новейшей философии (см.ниже)
Источники, с которыми будет происходить работа:
R. Buckminster Fuller, E.J. Applewhite. Synergetics. Explorations in the Geometry of Thinking (1975)
Martin Jay. Downcast Eyes. The Denigration of Vision in Twentieth-Century French Thought (1994)
Timothy Morton. Hyperobjects. Philosophy and Ecology after the End of the World (2013)
Alva Noe, Evan Thompson. Vision and Mind: Selected Readings in the Philosophy of Perception (2002)
Steven Shaviro. Post Cinematic Affect (2010)
Leonard Susskind, James Lindesay. An Introduction to Black Holes, Information And The String Theory Revolution. The Holographic Universe. (2004)
(перевод названий всех книг, в той же последовательности):
Р.Бакминстер Фуллер, Е,Дж.Эпплуайт. Синергетика. Исследования по геометрии мышления (1975);
Мартин Джей. Потупленный взор. Диффамация зрения во французской мысли двадцатого века (1994)
Тимоти Мортон. Гиперобъекты. Философия и экология после Конца света (2013)
Альва Ной, Эван Томпсон. Видение и мысль: избранные труды по философии восприятия (2002)
Стивен Шавиро. Пост-киношный аффект (2010)
Леонард Саскинд, Джеймс Линсей. Введение в черные дыры, информацию и революцию теории струн. Голографическая вселенная (2004)